У Bell свой взгляд на перспективы

В последнее время, помимо экономических аспектов эксплуатации, на передний план при проектировании перспективных вертолетов выходят скоростные качества. Sikorsky и Eurocopter уже испытали прототипы таких машин – они имели конструкцию с традиционным несущим винтом и дополнительными винтами для создания горизонтальной тяги. AgustaWestland идет своим путем, разрабатывая идею гражданского конвертоплана, работу над которым компания начала совместно с Bell. И только последний пока не включился в скоростную гонку, несмотря на имеющийся опыт создания и производства военного V-22 Osprey.

По мнению генерального директора Bell Helicopter Джона Гаррисона, рынок гражданских вертолетов в течение еще нескольких лет продолжит полагаться на машины традиционной конструкции. «Bell и Boeing создали первый удачный гибридный вертолет по программе V-22. Этот проверенный морской пехотой в боевой обстановке и безопасный аппарат эксплуатируется уже 10 лет», — говорит глава Bell. «Конвертопланы имеют революционные способности. Учитывая пространство и потребности будущего, мы считаем, что этот тип вертикально взлетающего аппарата обеспечит лучшее решение на этом рынке». В апреле 2013 года Bell анонсировал проект конвертоплана третьего поколения (первое – V-22, второе – BA-609 (ныне AW609)), который будет участвовать в конкурсе по замене Sikorsky UH-60 Black Hawk. Джон Гаррисон считает, что для соответствия требованиям Пентагона невозможно придумать другого технического решения.

Однако относительно гражданского рынка у главы Bell несколько иное мнение. Он считает, что применение комбинированной технологии не обязательно будет успешным на экономически чувствительном гражданском рынке. «Здесь будут доминировать традиционные вертолеты, так как комбинированные аппараты не смогут повышать возможности подобно тому, что мы делаем на 525-й модели – применение электродистанционной системы управления, интегрированных систем авионики, улучшение производительности и получение безопасности категории А, и тому подобное», — говорит Гаррисон. «И я считаю, что через 40 лет мы увидим значительно больше конвертопланов в армии, но при этом будем продолжать наблюдать обычные вертолеты в коммерческом сегменте».

Читайте также  ADAC подписывала арендный договор с Falcon Aviation Services

Джон Гаррисон также говорит, что производители будут развивать методы продаж вертолетов, в числе которых будут продвигать на рынок большое количество решений управления жизненным циклом продуктов. Каждый сегмент рынка уникален, и поэтому требуются решения, адаптированные под нужды эксплуатантов. Некоторым нужны финансовые решения для первоначального приобретения и последующее удобное техобслуживание, а другие предпочитают программы обслуживания по летным часам в течение определенного времени. Сейчас как раз разрабатываются подобные программы для трансмиссий и лопастей (для двигателей такие программы уже существуют). И те компании, которые смогут предложить лучшие условия для каждого сегмента, будут иметь успех на рынке.

Еще одним перспективным трендом должно стать большее международное сотрудничество при проектировании новых вертолетов, особенно в гражданском секторе. И Bell уже начал работу в этом направлении – над проектированием нового легкого Bell SLS работает международная команда разработчиков.