Когда за подсчет вертолетов берутся рекламщики, численность вертолетного парка зашкаливает. В ход идут сотни тысяч. Возникает резонный вопрос: А сколько на самом деле в мире вертолетов?
Чтобы ответить на этот вопрос мы использовали материалы Flightglobal. По данным Flightglobal (на сентябрь 2015 г.), мировой парк насчитывает более 56.000 вертолетов, из них 35000 – гражданские машины и более 21000 – военные.
Гражданские включают: 24287 газотурбинных вертолетов и 10266 поршневых (соотношение газотурбинных и поршневых 2,37:1). Интересно, как они распределились по странам и континентам, типам и производителям?
Континентальная география мирового парка гражданских вертолетов
Регион
Доля мирового парка, %
Газотурбинные вертолеты
Поршневые вертолеты
Северная Америка
35
8400
3654
Латинская Америка
13
3224
1192
Европа
27
6770
2608
АТР
18
3983
2102
Африка
5
1173
635
Ближний Восток
2
509
37
Америка (48% вертолетов) – впереди планеты всей (соотношение 2,3:1). Европа (27%) уверенно занимает второе место (2,6:1). Замыкает тройку призеров Азиатско-тихоокеанский регион (1,9:1). «Чем беднее, – тем «поршневее».
Распределение по странам. Первая десятка стран (ГЕОТОП-10)
Место
Страна
К-во
Доля, %
Место
Страна
К-во
Доля, %
Газотурбинные вертолеты
Поршневые вертолеты
1
США
6667
27
1
США
3084
30
2
РФ
1881
8
2
Австралия
1084
11
3
Канада
1733
7
3
Бразилия
578
6
4
Бразилия
1234
5
4
Канада
570
6
5
Австралия
778
3
5
ЮАР
566
6
6
Италия
674
3
6
Великобритания
413
4
7
Великобритания
663
3
7
Н. Зеландия
381
4
8
Япония
617
3
8
РФ
339
3
9
Мексика
588
2
9
Франция
311
3
10
Франция
542
2
10
КНР
272
3
Остальные
8910
37
Остальные
2668
26
Всего
24287
Всего
10266
Везде (вертолеты с ГТД и ПД) с большим отрывом лидируют США. РФ в категории вертолетов с ГТД – на втором месте (однако, на «пятки» нам наступают: Канада, Бразилия, Австралия). Среди поршневых, Россия – на восьмом месте, а «троица» в обратном порядке: Австралия – вторая, Бразилия – третья и Канада – четвертая. В целом, по гражданским вертолетам мы на третьем месте, вслед за США и Канадой.
Распределение по типам и производителям (ТИПТОП-10)
Место
Вертолет
К-во, ед.
Доля, %
Место
Вертолет
К-во, ед.
Доля, %
Газотурбинные вертолеты
Поршневые вертолеты
1
Bell206
3610
15
1
Robinson R44
5293
52
2
AS350
3399
14
2
R22
2865
28
3
МВЗ Ми-8
1898
8
3
Hughes269
1353
13
4
Bell407
1217
5
4
Enstrom280
233
2
5
MD500
1148
5
5
Enstrom
F-28
229
2
6
Bell212/412
1067
4
6
Ка-26
141
1
7
EC135
1021
4
7
G2
93
1
8
AW109
963
4
8
Sikorsky
S-58
40
0,4
9
AW139
643
3
9
Sikorsky
S-55
19
0,2
10
Bell UH-1
638
3
10266
Остальные
8683
36
Остальные
0
Всего
24287
Всего
10266
Среди газотурбинных вертолетов бесспорный лидер – американская «любимица» Bell206. На втором месте – европейская «белочка» AS350. Наша Ми-8 на третьем месте, более чем достойный результат для 12-тонной машины. Нужно отметить 4-е место заменщика «любимицы» – Вell407, 7-е место легкого двух двигательного ЕС135 и 9-е место «середняка» AW139. Среди поршневых – абсолютное преимущество принадлежит R44 – более 50% парка, а вместе с R22 – 80%. Отличный результат, отодвигающий другие поршневые – на второй план.
Поставки гражданских вертолетов (Обратите внимание на поставки вертолетов в первом полугодии 2014 г. и 2015 г.)
Поставки газотурбинных вертолетов
Поставки 1-е полугодие 2014 года
Поставки 1-е полугодие 2015 года
Airbus
34%
Airbus
34%
Bell
17%
AgustaWestland
20%
AgustaWestland
17%
Bell
19%
Robinson
11%
Robinson
12%
Sikorsky
6%
Sikorsky
5%
Остальные
15%
Остальные
9%
Всего
427 ед.
Всего
329 ед.
Поставки поршневых вертолетов
Поставки 1-полугодие 2014 года
Поставки 1-е полугодие 2015 года
Robinson
92%
Robinson
83%
Guimbal
5%
Guimbal
15%
Schweizer
3%
13%
Остальные
%
Остальные
2%
Всего
153 ед.
Всего
119 ед.
На фоне общего падения поставок в секторе газотурбинных вертолетов (на 22,9%) основные производители сохранили свои позиции. Из перемен можно выделить лишь смену мест AgustaWestland и Bell. Аналогичная картина с поршневыми вертолетами. При падении поставок (на 22,2%), только Guimbal сумел втрое увеличить свою долю, потеснив самого Robinson(а).
Насколько долго сохранится установившийся баланс сил? Смогут ли организационные перемены в отрасли изменить сложившуюся расстановку? Ответы на эти и другие вопросы мы получим в ближайшее время. «Не за горами» – подведение итогов года мирового вертолетного хозяйства. HeliExpo 2016 поможет уловить перемены. А пока, вместе с падением цен на нефть мировой парк вертолетов продолжает тормозить…
Евгений Матвеев
Источник: AEX.ru