10000 метров над Азербайджаном

Транспортная доступность, как бы парадоксально это не звучало, – основной барометр экономики любого государства, который позволяет развивать новые сегменты более эффективно. Но это с одной стороны, с другой – возможность быстро и безопасно добраться в любую точку страны, и есть настоящая социальная ответственность государства перед своими гражданами. Наличие современных дорог и аэропортов — яркое свидетельство позитивных изменений в любом динамично развивающемся государстве и эффективность, если хотите, выбранного экономического курса. Путешествуя по Азербайджану можно сделать один вывод – государство поставила транспортные проблемы в ранг приоритетных. Всего за несколько лет в стране появились современные аэровокзальные комплексы, обновились взлетно-посадочные полосы и модернизирован воздушный парк.

Особая гордость страны – это новые воздушные гавани.  Год назад был построен новый терминал Международного аэропорта Гейдар Алиева, ранее введены в эксплуатацию четыре новых аэропорта в регионах, а еще два были модернизированы. Одинаково эффективно в Азербайджане развиваются все сегменты авиационного транспорта: пассажирские и грузовые перевозки, деловая авиация и вертолетные работы. Приезжаю в любой аэропорт Азербайджана, видишь насколько мотивированы сотрудники, с каких «особым» рвением и профессионализмом они выполняют свою работу и это не случайно – авиационные специальности в стране очень востребованы, а работа – престижна. А государство всячески поддерживает эти инициативы. С января 2015 года в Баку действует штаб-квартира Межгосударственного совета по авиации и использованию воздушного пространства (Межгоссовет), в ведение которого входят вопросы сертификации воздушных судов, их производства и ремонта; сертификации международных аэродромов и аэронавигационных центров; подготовки авиационных специалистов и сертификации учебных заведений; разработки мер по безопасности полетов и предотвращению авиационного терроризма; проведении скоординированной политики в области международных воздушных сообщений на основе демонополизации, добросовестной конкуренции и либерализации авиационного рынка.

Безусловно главным локомотивом и вдохновителем этих процессов стал Президент Азербайджана Ильхам Алиев, который не только лично координирует все процессы в отрасли, но и жестко вмешивается в политику ценообразования, призывая компании существенно снизить свои аппетиты, ведь все условия работы для них созданы за счет государства.  И результаты уже налицо.

Те процессы, которые сейчас происходят в стране уже привлекают внимание высших международных чиновников. Так в прошлом месяце в Баку было проведено заседание 35-ой сессии Межгоссовета, которое было приурочено к 70-летию Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и предстоящему 25-летию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), являющегося исполнительным органом Межгоссовета. Знаковость заседания подчеркивал и тот факт, что в нем принимали участие глава ИКАО доктор Олумуива Бенард Алиу и региональный директор ИКАО Луис Фонсека де Алмейда. Азербайджан на сегодняшний день присоединился к 23 основополагающим документам по международной гражданской авиации, что делает сотрудничество в этой сфере с другими странами и международными организациями легче, повышает безопасность полетов и уровень комфорта пассажиро- и грузоперевозок.

Аэропорты

Главная гордость Азербайджана – новый аэровокзальный комплекс Международного аэропорта имени Гейдара Алиева, который был сдан в эксплуатацию 23 апреля 2014 года. Общая площадь нового аэровокзального комплекса, способного обслуживать 6 миллионов пассажиров в год, составляет 65 тысяч квадратных метров. Для обеспечения удобства пассажиров здесь имеются многочисленные кафе и рестораны, бизнес-залы, интерактивные киоски и детская площадка. В залах установлены более 2 тысяч очень удобных кресел, 150 мониторов обеспечивающих своевременное информирование пассажиров, 40 регистрационных стоек, 19 выходов на посадку 13 из которых телескопические трапы, 30 эскалаторов, 21 широких и прозрачных лифтов, с языком Брайля на клавиатуре, предусмотренных как для обычных пассажиров, так и пассажиров с ограниченными возможностями. Для их удобства так же предусмотрены специально отведенные места, обозначенные тактильными знаками, рядом с каруселями для получения багажа. Помимо всего этого по всем этажам  терминала дежурят сотрудницы, к которым могут обратиться за помощью пассажиры, впервые попавшие в аэропорт.

В июне текущего года аэропорту были присвоены 4 звезды от SkyTrax, влиятельной британской консалтинговой компании специализирующейся на изучении качества предоставляемых услуг различными авиакомпаниями и аэропортами. Аэропорт имени Гейдара Алиева является вторым аэропортом, среди постсоветских государств, получивших 4 звезды.

Читайте также  Воздушная выделенка

Бакинский аэропорт имени Гейдара Алиева удивляет очень сильно, даже тех, кто был в разных аэропортах мира, признанных самыми лучшими и красивыми Аэропорт имеет два терминала — старый и новый. Раньше воздушная гавань носила название «Международный аэропорт Бина» (по названию пригорода Баку), но была переименована в 2004 году в честь третьего президента Азербайджана — Гейдара Алиева. Аэропорт находится в 25 километрах от города и вам понадобится 20-30 минут, чтобы добраться до столицы.  Снаружи аэропорт, как и многие здания в Баку, не имеет прямых линий, а сама конструкция очень обтекаемая и плавная. Аэропорт внутри еще прекраснее, чем снаружи. На втором этаже после паспортного контроля вы встретите огромные деревянные «коконы», внутри которых расположены кофейни и магазины, а еще красивейшие кресла – клетки, как для больших попугаев. У всех без исключений аэропорт вызывает самые положительные эмоции и эстетическое удовольствие там находиться и фотографировать.

Здание оснащено новейшими интерактивными системами управления, такими как Building Management и Lighting – позволяющие управлять кондиционированием, вентиляцией и освещением, автоматизированной системой звукового оповещения, Gate Operating System –облегчающий управление выходами и Visual Docking Guidance System – гарантирующий безопасную парковку воздушных судов на стоянках, которые управляются из центра управления терминалом. И самое важное – аэропорт оборудован томографами 4-го уровня безопасности, так как ее первой и важнейшей целью является безопасность и регулярность полетов.

Оборудование, установленное в центре управления, позволяет управлять полетами воздушных судов на территории 165 тысяч квадратных километров. Новая взлетно-посадочная полоса оснащена системами освещения, радионавигационным оборудованием и радарами, отвечающими самой высокой категории ICAO. А личные впечатления просто зашкаливают.

Помимо Международного аэропорта имени Гейдара Алиева, глубокой модернизации подверглись и другие воздушные гавани страны: Гянджа, Нахичевань, Габала, Ленкорнь, Загатала. Основной упор был сделан на комфортное пребывание пассажиров.  В итоге появились многочисленные уютные кафе и рестораны, магазины Duty free, комнаты матери и ребенка, залы VIP & CIP. Почти в два раза увеличилось и количество обслуживаемых пассажиров в час.

Пассажирские перевозки

На долю национального перевозчика страны «AZAL — Azerbaijan Airlines» (входит в одноименный концерн) приходится почти 80% пассажиропотока в Азербайджане. Компания имеет богатую историю, которая берет начало с 1923 года, когда начали выполняться первые почтовые и пассажирские рейсы между Баку и Тбилиси на немецких самолетах «Junkers» Сейчас «AZAL — Azerbaijan Airlines» крупнейший перевозчик в СНГ с суммарным парком, приближающимся к 30 современным лайнерам различных типов. В прошлом году авиакомпания первой на постсоветском пространстве преступила к эксплуатации современных самолетов Boeing 787-8 Dreamliner, которые вместе с Airbus A340-500 являются флагманами «AZAL — Azerbaijan Airlines», выполняя самые протяженные рейсы в маршрутной сети, включая Нью-Йорк, Пекин и Лондон. На европейских направлениях авиакомпания задействует комфортабельные лайнеры производства Airbus – A320 и А319. На коротких маршрутах удачно вписались бразильские Embraer E190 и Embraer E175. Сейчас маршрутная сеть компании включает более 40 направлений, как внутри Азербайджана, так и в Европу, Азию и США. Активно «AZAL — Azerbaijan Airlines» работает и с партнерами. Так код-шеренговые соглашения заключены с Turkish Airlines, «Austrian Airlines» (Star Alliance), «Lufthansa» (Star Alliance), «Air France» (Sky Team), «S7 Airlines» (Oneworld) и рядом других операторов, входящих в глобальные альянсы. Летом этого года всемирно известная и наиболее влиятельная в сфере оценки качества сервиса авиакомпаний британская консалтинговая Skytrax присвоила национальному перевозчику Азербайджана престижный рейтинг «4 Звезды». Этого статуса AZAL был удостоен по итогам независимого международного аудита Skytrax, оценивающего качество и уровень сервиса. Рейтинг авиакомпаний по версии Skytrax предусматривает шкалу от 1 до 5 «звезд» и признан авиационным сообществом в качестве объективного и неоспоримого критерия в вопросе оценки качества услуг. Согласно текущему рейтингу Skytrax, в мире зарегистрировано всего 35 авиакомпаний с рейтингом «4 Звезды», среди которых такие признанные глобальные перевозчики, как Emirates, Air France, Lufthansa, Turkish Airlines, KLM, British Airways, Japan Airlines и другие. Теперь свое почетное место в этом достойном ряду займет и AZAL. Среди стран Восточной Европы и СНГ до недавнего времени всего лишь один перевозчик имел «4 Звезды». Присвоению рейтинга «4 Звезды» предшествовала оценка авиакомпании независимыми международными аудиторами по более 800 критериям, охватывающим качество предоставляемых услуг и стандарты работы персонала. Оценивались такие важные для пассажира компоненты продукта авиакомпании, как сайт авиакомпании в целом, изложение информации на нем, удобство онлайн бронирования билетов, другие услуги. Тщательной оценке также подверглись состояние, оформление и чистота салона самолета; развлечения на борту; униформа экипажа, его отношение к пассажирам и эффективность работы. Не обошли вниманием инспектирующие лица также сервис duty free, информативность бортового журнала, качество бортового питания и комфортабельность кресел. И во всех этих компонентах «AZAL» оказался на высоте.

Читайте также  Helirussia 2010 покажет новинки вертолетостроителей.

В июле 2015 года «AZAL – Azerbaijan Airlines» объявил о создании низкобюджетной линии перевозок и введении новой категории низких тарифов на всех рейсах. Данные меры были приняты в соответствии с поручениями по снижению цен на авиабилеты, данными Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым 13 июля на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в первом полугодии 2015 года и предстоящим задачам. Первые города, где применяется эта схема – Москва, Анталья, Дубай и Стамбул В данных направлениях применяется типичная для лоукостеров бизнес-модель авиаперевозок. Полеты осуществляются самолетами Embraer. Окончательная продажная цена авиабилетов низкобюджетных линий перевозок в данных направлениях не превышает 99 евро в один конец.

Грузоперевозки

Новый бакинский грузовой терминал позволил Азербайджану стать перевалочным пунктом для грузов, следующих из Америки и Европы в Азию, и из Азии в Америку и Европу, что является неотъемлемой частью проекта «Шелковый путь». В Азербайджане очень сильный грузовой оператор Silk Way Cargo (туда же входит и «дочка» Silk Way West Airlines, которая эксплуатирует самолеты Boeing 747-400 и Boeing 747-8, прим. BizavNews). Парк оператора постоянно обновляется самыми новыми самолетами. Уже сейчас Silk Way West Airlines эксплуатирует три самолета Boeing 747-8 и два Boeing 747-400. В рамках контракта, подписанного в марте 2015 г., Silk Way West Airlines должна получить от американского авиастроителя еще два самолета Boeing 747-8F. Их поставка намечена на первую половину 2016 г. Маршрутная сеть Silk Way West насчитывает более 50 направлений, в конце прошлого года авиакомпания получила от Министерства транспорта США допуск на выполнение прямых рейсов из Баку в Нью-Йорк. Летом 2015 года Silk Way West Airlines подтвердила соответствие международным стандартам безопасности IOSA (IATA Operational Safety Audit), а в Октябре этого года стала полноправным членом IATA.

Как рассказывают в компании, экономический спад во многих странах мира, в том числе в России и странах Центральной Азии, повлиял на реальное снижение объемов грузоперевозок. Снижение тарифов, беспощадная конкуренция, постоянное удорожание стоимости услуг и оборудования — это уже не временное явление, а обычная ситуация, где нужно искать пути и меры его преодоления. Однако, именно в эти трудные времена компания должна и дальше развивать свои бизнес концепции и стратегии по сокращению расходов. Рост глобальной конкуренции покажет также, кто победитель, а кто — в убытке, в борьбе за успех и лидерство на рынке.

Деловые перевозки

Деловая авиация страны – особая гордость. Азербайджанский бизнес-оператор SW Business Aviation (Silk Way Business Aviation) самый крупный в Каспийском регионе. Компания эксплуатирует почти всю линейку самолетов Gulfstream, среди которых модели G650, G550, G450, G200 и G280. В воздушном парке перевозчика также имеются эксклюзивный двадцатиместный ATR 42-500 в VIP-компоновке (также достаточно редкий среди эксплуатантов). Кстати, салоны всех бизнес-джетов компании выполнены по индивидуальным дизайнерским проектам. Компания базируется в Международном аэропорту им. Гейдара Алиева и была основана в 2007 году.  Но, несмотря на «юный» возраст, быстро и успешно развивается. Являясь членом EBAA (Европейской ассоциации бизнес-авиации), компания гарантирует соответствие воздушного флота всем международным стандартам. Сейчас в компании работает около 100 человек. Кроме этого, компания является эксклюзивным агентом (FBO) для чартерных рейсов и рейсов деловой авиации в Азербайджане.

Читайте также  Третий опытный S76D приступил к летным испытаниям

В Баку для пассажиров бизнес-джетов в 2012 году открылся роскошный терминал деловой авиации. Собственная инфраструктура включает в себя также перрон на тридцать воздушных судов различных типов и ангар для технического обслуживания самолетов.  Компания также представлена в аэропортах городов Гянджи, Нахичевани, Ленкорани и Закатал. И как следствие растет главных показатель – трафик. Первая половина текущего года выдалась весьма насыщенной для компании. В июне оператор получил второй ультрадальний бизнес-джет Gulfstream G650, который доступен для чартерных перелетов, что позволило компании увеличить провозные мощности и расширить географию полетов. В июле на SW Business Aviation легла основная нагрузка по обслуживанию рейсов деловой авиации первых в истории Европейских Игр, которые проходили в столице Азербайджана с 12 по 28 июня 2015 года.  И уже в следующем году в Баку ожидается ряд крупных мероприятий, включая этап «Формулы-1» Гран-при Европы, а весной 2017 года в Азербайджане пройдут IV Исламские игры солидарности. На всех мероприятиях ожидается увеличения бизнес-трафика и SW Business Aviation вновь будет задействован в качестве главного провайдера по обслуживанию рейсов деловой авиации.

Вертолетные перевозки

Что бы оценить вертолетную инфраструктуру Азербайджана достаточно один раз побывать в компании Silk Way Helicopter Services (также входит в одноименный холдинг), которая располагается в двадцати минутах езды от столичного аэропорта, в уютном местечке Забрат. На данный момент у компании достаточно большой парк воздушных судов, который базируется в аэропорту Забрат и включает вертолеты Airbus Helicopters AS332L1 (Super Puma), Airbus Helicopters EC155 B1 (Dauphin), Ми-8 МТВ-1, Ми-171.  За последнее время парк Silk Way Helicopter Services был пополнен двумя новыми вертолетами типа Sikorsky S-92A, а с 2013 года семью AW139 (Offshore & SAR, VIP). И как следствие – ежегодно вертолеты Silk Way Helicopter Services перевозят более 40 тысяч пассажиров. Вы только вдумайтесь в эти цифры. На сегодняшний день Silk Way Helicopter Services имеет возможность осуществлять взлеты и посадки в труднодоступных местах на суше и на буровых платформах в море, а также в горной местности, выполнять перевозки пассажиров и грузов, опасных грузов, строительно-монтажные работы и поисково-спасательные операции, вывозить больных и попавших в ДТП. Silk Way Helicopter Services сертифицирована по требованиям EASA (Part145), Международной Организацией по Стандартизации в области менеджмента качества (ISO 9001:2008), и поскольку компания предоставляет также услуги в области перевозки пассажиров нефтедобывающим компаниям, также и в соответствии с требованиями OGP AMG (Oil & Gas Producers Aircraft management guidelines). Все линейное и базовое обслуживание собственных воздушных судов осуществляется силами компании. Возможности для этого превосходные. Здание ангара, площадью 4000 м2 состоит из стальных и бетонных конструкций.

Как известно, самым главным достижением и целью является безопасность полетов. В авиации особенно важен человеческий фактор, и при всем совершенстве современных машин безопасность пассажиров и груза зависят, прежде всего, от мастерства пилотов. В связи с этим организация обучения и переподготовки персонала в Silk Way Helicopter Services стоит на первом месте. Пилоты и инженерно-технический персонал нашей авиакомпании проходят обучение как в Азербайджане в Национальной Авиационной Академии, которая сертифицирована Международными авиационными властями, так и в мировых специализированных центрах подготовки Франции, Великобритании, США, Норвегии, Германии, и имеют все соответствующие допуски.