Бразилия — объяснимый рост или вертолетная лихорадка

Сан-Паулу и Москва – найди отличия

Каждые 5 минут можно увидеть в небе Сан-Паулу пролетающий вертолет. Такого количества вертолетов, если не принимать во внимание Нью-Йорк, нет ни в одном городе мира. Сан-Паулу — город очень активного автомобильного движения. Пробки здесь не идут в сравнение с привычными пробками в Москве и других городах России. Попадая в час пик, понимаешь причину «вертолетомании» в Бразилии. Нужно иметь огромное терпение, чтобы стоять в многокилометровой пробке в жару. Практически никто не может избежать подобных трудностей, особенно в Сан-Паулу, который по количеству предпринимателей занимает первое место в Южной Америке.

Рокот вертолетов над Сан-Паулу не утихает ни днем, ни ночью. А когда в час пик раскаленные улицы города замирают в километровой пробке, небо кажется единственным спасением.

Вертолетов в долине реки Тиете действительно много. А началась эта история в 70-х годах прошлого века, когда решение транспортной проблеме — за хорошее вознаграждение — стали предлагать частные вертолетные компании.

«Сан-Паулу – сумасшедший город: преступность, пробки и очень богатые люди и большие компании, — говорит капитан Клебер Мансур, президент Ассоциации Пилотов Вертолетов Бразилии (Associação Brasileira de Pilotos de Helicóptero — ABRAPHE). — Если ты все сложишь в одну форму, то получишь очень хороший пирог. А этот пирог означает: покупай много вертолетов. Если ты этого не делаешь, то в городе не двигаешься».

Поиск личной безопасности и удобства объясняет стремительное развитие вертолетной индустрии в Сан-Паулу. 80% всех рейсов приходится на деловую авиацию. «А еще не забывайте про вертолеты полиции, радио и телевидения и небольшой парк вертолетов Robinson, которые используются для поиска угнанных автомобилей [благодаря спутниковыми GPS маячкам]», — поясняет Клебер Мансур.

Читайте также  Близкое обучение

На динамику вертолетного бизнеса повлияло также открытие новых месторождений нефти и газа на океанском шельфе. Для обслуживания оффшорных платформ создан целый парк воздушных судов, которые арендуются или находятся в собственности управляющих компаний. Petrobrаs, бразильская национальная нефтяная компания, является одним из спонсоров ABRAPHE.

Сан-Паулу обладает вторым по величине в мире парком вертолетов, уступая сегодня только Нью-Йорку. По данным ABRAPHE на конец 2011 года, в мегаполисе зарегистрировано от 480 до 490 винтокрылых машин. Большую часть составляют однодвигательные аппараты, среди которых самый популярный — Eurocopter AStar. Эта модель собирается с 1979 года в г. Итаджуба, штата Минас-Жерайс. Двухдвигательные вертолеты чаще всего представлены моделями Agusta 109 и Sikorsky S-76, которые используются как для нужд деловой авиации, так и для обслуживания оффшорных нефтяных платформ. В Сан-Паулу работает множество «рейсовых» аэротакси, особенно на важнейшем воздушном направлении Рио-де-Жанейро — Сан-Паулу. Из 260 вертолетных площадок 210 располагаются на крышах домов. Для сравнения: в Нью-Йорке три муниципальных вертодрома и все три — наземные.

Вертолетный транспорт находится в ведении управлений воздушным движением и чартерных компаний. Совместно с Национальным Агентством Гражданской Авиации (Agência Nacional de Aviação Civil — ANAC) ABRAPHE разработала схему воздушных коридоров, которые проходят над руслами рек и автомагистралями, чтобы уменьшить шумовое загрязнение. Кроме того, ABRAPHE издает собственные правила визуальных полетов, с согласия ANAC, и проводит семинары и тренинги по безопасности воздушного движения.

Цена вопроса

Прогулка на вертолете – удовольствие дорогое. Не каждая организация может позволить себе эксплуатацию такого транспортного средства, не говоря уже о частных лицах, поэтому компании-операторы вынуждены искать решения по оптимизации бизнеса. Так в вертолетную индустрию были перенесены модели долевого владения и таймшер (fractional ownership и timeshare).

Читайте также  AW101 не станет президентский вертолетом

Чтобы стать долевым собственником вертолета, частное или юридическое лицо должно сначала приобрести квоту, соответствующую 10% стоимости летательного аппарата. А затем ежемесячно совершать фиксированные выплаты на сумму, которая складывается из стоимости ангара, страховки, услуг пилота и административных расходов, а также выплаты, размер которых варьируется в зависимости от стоимости топлива, сервиса, количества рейсов. Каждый пайщик имеет в своем распоряжении (в любой момент времени) 10 летных часов в месяц. Можно, например, каждый день летать от проспекта Paulista к Alphaville (14 минут — туда и обратно), и еще 3 часа останутся в запасе.

Первыми этот вид услуг на бразильском вертолетном рынке стали предлагать Helisolutions. В парке компании три модели летательных аппаратов: Robinson R44 Raven, EC 120 Colibri и AS 350 B3 Esquilo. Чтобы получить право эксплуатации R44 Raven, наименее дорогой модели (4 места, максимальная скорость 210 км/ч), клиент должен заплатить приблизительно US$ 63 000 (первая выплата), а затем ежемесячно выплачивать фиксированную ставку – приблизительно US$ 2.500, и варьирующуюся ставку — US$ 380.

90% клиентов HeliSolutions – это компании, однако, по мнению Rogerio Andrade, президента HeliSolutions, около 100 тыс. человек в Бразилии имеют финансовую возможность выбрать вертолет в качестве личного транспортного средства. «По нашим оценкам, только в Сан-Паулу проживает 50 тыс. семей, которые могут купить вертолет по схеме совместного пользования», — считает Rogerio Andrade.

Каждый день десятки вертолетов пересекают воздушное пространство в черте города, совершая путь к офисным зданиям, фермам, фабрикам и другим важным очагам деловой жизни. Увеличение пробок на дорогах и начало экономического подъема в Бразилии повлияли на взлет индустрии деловой авиации. Сегодня для отра сли характерны высокий спрос на воздушные суда и большие перспективы развития. Однако существует ряд сложностей, которые близки и нашим российским реалиям: недостатки законодательства, несовершенство или даже отсутствие инфраструктуры и поиск инвестиций.