2008 г. Начали за здравие, кончили за упокой. Что приобрели россияне.

Мы продолжаем анализировать состояние росиийской деловой авиации в 2008 г. Предыдущая часть. 

По данным аналитиков в настоящее время 334 самолетов бизнес-класса отечественного и зарубежного производства принадлежат и/или эксплуатируются в интересах российских владельцев. Из них в 2008 г. было приобретено около 95 самолетов и около 40 вертолетов, пассажировместимостью более 5 мест, зарегистрированных в Российской Федерации. По сравнению с 2007 г. продажи возросли на 10 % за счет динамичного развития деловой авиации в России в первых трех кварталах.

Как и в прошлом 2007 году российские покупатели вкладывались в дорогие «игрушки». Основными приобретениями отечественных владельцев стали самолеты класса premium (стоимость одного самолета более 80 млн. долларов США). Так в течение 2008 года были приобретены 4 авиалайнера BBJ (Boeing Business Jet) – один из которых BBJ-2, два Airbus A318 Elite, и несколько самолетов были переоборудованы в VIP версии, в частности, Boeing 767-300ER и Airbus A340-200. Кроме того, появился первый российский владелец самолета Embraer Lineage 1000, который будет поставлен в конце 2012 года.  Доля «дорогих» самолетов, поставленных на отечественный клиентам в 2008 году, составила чуть более 2% от всех проданных самолетов в 2008 г. Но стоимость этих покупок составила более 60 % от объема покупок всех бизнес джетов.

В настоящее время доля premium сегмента составляет 12% от общего количества реактивных бизнес самолетов, эксплуатируемых в России.   

Как и в прошлом году, лидером продаж на российском рынке остается Bombardier Aerospace, который продал почти треть от всех проданных воздушных судов бизнес класса в России в 2008 г. Немного отстает Cessna Aircraft c 20% отечественного рынка продаж в 2008 г. (включая turboprop aircraft). Вслед за Cessna идут их коллеги из компании Hawker Beechcraft с 13 %, включая turboprop aircraft) и Gulfsteam Aerospace, на долю которых приходится 11 % поставленных самолетов. Европейские производители имеют чуть меньшие показатели. Dassault – 7%, а швейцарский производитель Pilatus – чуть более 2 % продаж в 2008 г. Бразильский Embraer вновь показывает стабильный результат по поставкам самолетов в Россию. Как и в прошлом году, его доля составила приблизительно 12%. Наиболее популярной моделью остается Legacy 600. Появились и первые заказы на VLJ Embraer Phenom 100. Кроме этого в 2008 г. был подписан протокол о намерениях на поставку российскому клиенту самолета Piaggio P 180. На отечественных производителей пришлись 4 VIP-самолета, три Як-42 и один Ту-154.

Читайте также  EASA сертифицировала S-76D

Лидерами на вертолетном рынке, как и в прежнем году, остаются Eurocopter Vostok, AgustaWestland и Bell Helicopter Textron. Sikorsky в начале года заявляли о возможной поставке в течение года нескольких вертолетов. Но осуществить эти планы производителю не удалось.

Лидером продаж в 2008 г. стал Eurocopter Vostok с 30% продаж, немного отстали AgustaWestland (23 %) и Bell Helicopter Textron (16 %). Остальные продажи принадлежат MD Helicopter и отечественным производителям.

Стоит заметить, что цифры, приведенные выше, включают в себя как самолеты, поставленные с конвейера, так и с вторичного рынка.

Основной пик поставок и заключение договоров, протоколов о намерениях пришелся на май 2008 года. Резкое снижение покупательской активности наблюдается с октября прошлого года и продолжается до настоящего времени. 

Также в 2008 году продолжилась практика регистрации российскими владельцами приобретенных самолетов за рубежом (это в основном «недорогие» самолеты, стоимостью до 15 млн. долларов США). Это позволяет освободиться от разовых таможенных платежей, которые составляли до 40 % от стоимости воздушного судна. В этом году, в связи с временной отменой таможенных пошлин на самолеты вместимостью до 50 мест, возможно уменьшение таких самолетов. В 2008 г. таких было 35 самолетов.

Таким образом 2008 г. был наиболее успешным в истории российской бизнес авиации. И этот год останется таким же успешным, скорее всего, на два-три ближайших года.  Кризис…