Вертолеты Sikorsky

Шумопонижающее для вертолетов.

Bертолеты сложны, вертолеты шумны, но вертолеты бесценны. Этот тезис мы годами слышали со стороны как производителей, так и эксплуатантов таких машин. Но с ростом озабоченности общественности по поводу окружающей среды ценность вертолетов в их разнообразных ролях все больше ставится под сомнение.

За многие годы вертолеты стали тише и экологичнее, но крупнейший производитель гражданских вертолетов, компания Eurocopter, считает, что для вертолетостроительной отрасли настало время продемонстрировать свою приверженность делу сокращения воздействия вертолетов на окружающую среду, введя открытую классификацию шума и эмиссии их продуктов. Если промышленность не покажет серьезности намерений, общество обратится против вертолетов, сколь бы полезными они ни были. Признаки этого уже налицо. Вертодромы в Париже и в других местах вынуждаются к закрытию из-за возражений против шума.

Eurocopter хочет, чтобы отрасль перехватила инициативу. Компания начала классифицировать свои продукты по уровню шума и эмиссии, применяя шкалу от A+ (наилучшая оценка) до E с использованием самостоятельно разработанных критериев, которые, как надеется Eurocopter, будут более широко приняты в отрасли. Как утверждает Eurocopter, контрольные показатели получились справедливыми и прозрачными, так как они основаны на публично доступных данных из руководств по летной эксплуатации.

Средний двухмоторный вертолет Eurocopter EC155, например, получает результат «могло бы быть лучше», имея оценку B по шуму и C по выбросам вредных газов. Но разработчики будут стремиться к двойной оценке A, определяя облик вертолета под кодовым названием X4, который придет на смену этой модели.

Eurocopter мог бы быть обвинен в том, что он печется только о своих интересах. Компания имеет доминирующее положение на рынке гражданских вертолетов и растущий исследовательский бюджет, обеспеченный как собственным финансированием, так и правительственной поддержкой. Она имеет в стадии разработки мощный набор экологических технологий, начиная от низкошумных лопастей несущего винта и заканчивая экономичными дизельными двигателями. Производитель находится в идеальном положении, чтобы капитализировать свою инициативу, быстро внедряя новые модели, которые, по его же собственной схеме классификации, четко позиционируются как более тихие и экологически чистые.

Читайте также  Дональд Трамп получил второй S-76

Другие производители тоже работают над новыми вертолетами и технологиями в целях улучшения экологических показателей. Bell представляет свою легкую двухмоторную модель 429, а Sikorsky разрабатывает средний двухмоторный S-76D. Но кто-то должен взять на себя общую инициативу, если отрасль в целом должна двигаться вперед, — и это должна признать широкая общественность.

Сложность и дороговизна вертикального взлета всегда использовались в качестве объяснения, а может, и оправдания того, почему винтокрылая авиация не добилась повышения эффективности, наблюдаемого у самолетов. Да, неподвижное висение дается тяжело, но было бы неправдой говорить, что для технического прогресса у вертолетов не остается места. Что необходимо, так это готовность выделять ресурсы, а также рынок, который вознаграждает это устремление. Публичная классификация экологических показателей может оказаться мощным инструментом.

Общественно контролируемые ограничения по шуму и эмиссии сыграли роль в формировании более экологически чистого парка самолетов, принуждая к выводу из эксплуатации более старых, шумных и загрязняющих среду моделей. Но эти ограничения имеют статус регулирующего нормативного акта, тогда как схема классификации, которую предлагает Eurocopter, будет носить добровольный характер — возможно, без той строгости, которая придает нормативным актам их силу воздействия.

Это ящик Пандоры, который нужно открывать с большой осторожностью. Легко представить, как люди могут использовать подобную классификацию, чтобы выбирать вертолет для приобретения или полета, что позволит им в соответствии с собственными возможностями искать баланс между своей ответственностью за охрану окружающей среды и стоимостью вертолета. Однако, как мы убедились в ситуации с ограничением шума для самолетов, подобные показатели могут быть использованы для крайнего злоупотребления в боях между аэропортами и теми, кто вокруг них живет.

В этих боях, между тем, международное регулирование предотвращает силовое введение для эксплуатантов произвольных местных ограничений. Если добровольная схема классификации шума и эмиссии обеспечит боеприпасами оппонентов, не предоставляя вертолетам защиты международными нормативами, то она может в конечном итоге повредить отрасли.

Читайте также  CHC Helicopter запустит систему мониторинга парка вертолетов AW139

Однако это не означает, что инициатива Eurocopter является плохой идеей. Риск от отсутствия объективных измеримых показателей заключается в том, что в некоторых областях могут быть запрещены все вертолеты, а не только шумные и наиболее загрязняющие окружающую среду.

Отрасль должна осознать последствия этой ситуации и быстро и честно договориться о том, как продемонстрировать свою приверженность сокращению воздействия вертолетов на окружающую среду, а также как обеспечить стимулы для производителей и покупателей с целью дальнейшего совершенствования вертолетов. От этого зависит жизнеспособность отрасли.

Антони ВЕЛOЧЧИ-мл.

Источник: ATO