Выставка Heli-Expo проводится Международной вертолетной ассоциации Helicopter Association International (HAI), крупнейшей в мире международной общественной ассоциацией, объединяющей специалистов вертолетной авиации. HAI объединяет свыше 1600 коллективных и более 1100 индивидуальных членов из 74 стран мира, занимающихся «разработкой, производством, продажей, применением, модернизацией, модификацией, послепродажным обслуживанием, логистической поддержкой, страховкой, финансированием и всевозможными другими формами деятельности, связанными с обеспечением мирового флота винтокрылой авиации».
Членам HAI принадлежит свыше пяти тысяч вертолетов. Ежегодно этот винтокрылый флот «набирает» почти 2,3 миллиона летных часов.
История HAI насчитывает уже почти шесть десятилетий и ведет свое начало от 13 сентября 1948 г, когда небольшая группа энтузиастов — эксплуатантов первых вертолетов, числом всего 15 человек, собралась на «митинг» в офисе официального представителя компании Bell Aircraft Corporation Арта Форнова (Art Fornoff) в калифорнийском городе Бэрбанк (Burbank). Они представляли пять маленьких, только что образованных фирм по продаже, эксплуатации и обслуживанию вертолетов: «AF Helicopters», «Rotor-Aids», «Rick Helicopters», «Kern Helicopters» и «Helicopter Service».
Вертолетная авиация еще зарождалась. В 1943 г. началось серийное производство вертолетов, но первые винтокрылые летательные аппараты поступили в вооруженные силы и коммерческое использование винтовых машин началось только по окончании Второй мировой войны. Коммерческих вертолетов на тогдашнем рынке было всего два: двух-с-половиной-тонный Sikorsky S-51 и однотонный Bell-47. Все остальные винтокрылые машины находились пока на уровне опытных разработок. В Калифорнии в 1948 г. эксплуатировалось не более дюжины «беллок», тем не менее, у их владельцев и поставщиков зародилась потребность в обмене опытом и объединении усилий для преодоления многочисленных проблем, связанных с освоением новой, ранее не использовавшейся техники. В первую очередь они обсудили вопросы подготовки пилотов, использования вертолетов при поиске полезных ископаемых и перевозке пассажиров.
Группа учредила Вертолетный Совет (Helicopter Council), переименованный в следующем году в Калифорнийскую вертолетную ассоциацию (California Helicopter Association — CHA). Годовой взнос составлял всего 10 долларов. Члены ассоциации собирались у Форнова сравнительно часто, почти ежемесячно, и в 1949 г. провели свое первое годовое собрание. Главным его событием стало участие в «митинге» молодого калифорнийского инженера Генри Хиллера. Он впервые продемонстрировал свой вертолет Hiller 360. Так, уже на втором митинге выставочная линейка демонстрируемых вертолетов расширилась. Построить и довести до работоспособного состояния «триста шестисотый» Хиллеру помог…его главный и, долгое время, единственный конкурент – А.Янг, шеф-конструктор фирмы «Белл». Руководство Bell Aircraft считало поощрение конкуренции – главным двигателем развития вертолетостроения. Помимо демонстрации «Хиллера», главным событием первого «митинга» СНА стало обсуждение столь важного для этого юго-западного штата вопроса, как использование вертолетов при тушении пожаров.
С самого первого года существования CHA, значение этой ассоциации быстро переросло за границы штата Калифорния. Помимо великих основателей вертолетной промышленности Игоря Ивановича Сикорского, Лари Белла и Фрэнка Пясецкого, принятых в ассоциацию «гонорис кауса» и открывших счет, так называемых «почетных членов», в нее вступили и многие ведущие специалисты вертолетной промышленности из других штатов. По правилам ассоциации, в члены принималась вертолетная авиакомпания, ее президент, директор или какой-нибудь еще топ-менеджер представлял интересы на митингах СНА.
Вертолетчики избрали на митинге 1949 г. первого (Форнов был до этого неформальным лидером ассоциации) президента СНА: Д. Риклифса (Jim Ricklefs), владельца быстро растущей авиакомпании Rick Helicopters. Должность президента была общественной, он не прекращал свой основной деятельности. Офис компании новоизбранного президента становился местом проведения дальнейших мероприятий ассоциации. Обычно президентство продолжалось год, иногда – два.
Вертолетная промышленность развивалась очень быстро и на годовом митинге 1950 г. члены СНА обсуждали значительно больший круг вопросов: применение машин для агро- и лесотехнических работ, «скорой помощи», обеспечение запчастями, диспетчирование полетов винтокрылых машин, летная страховка и др. «Гвоздем салона» в том году стала новая модификация Bell-47D. Создание этой модификации состоялось при активном содействии членов СНА. Ассоционеры дали конструкторы ряд ценных советов при ее разработке. На митинге состоялись демонстрационные полеты, в ходе которых отрабатывались посадки на авторотации. Выставки натурной техники и демонстрационные полеты стали традицией митингов СНА.
На митинге 1951 г. СНА получила нового президента. Им стал Эме Шлезингер (Elmer Schlesinger), президент вертолетной авиакомпании из Окленда. За прошедший год в американской авиации произошли очень большие изменения. Война в Корее предемонстрировла незаменимость вертолетов. Вслед за «вертолетным бумом» в военной авиации наступил «вертолетный бум» и в авиации гражданской. Эксплуатирующие винтокрылую технику авиакомпании «росли как грибы» не только в столь богатых штатах, как Калифорния, но и в значительно менее развитых и населенных. Там тоже создавались общества эксплуатантов, но все они уступали по авторитету и численности калифорнийскому. Годовое собрание СНА отметило столь высокий рост числа членов ассоциации за год, что поставило вопрос о переименовании общественной организации. Она стала называться: Вертолетной Ассоциацией Америки (Helicopter Association of America — HAA).
В HНА записывались все новые и новые энтузиасты винтокрылой ассоциации. Членами ассоциации стали 17 авиакомпаний, эксплуатирующих свыше полусотни вертолетов, и два ассоциативных члена: «своя» калифорнийская вертолетостроительная фирма «Hiller» и перебравшаяся к этому времени с атлантического побережья в близ расположенный Техас вертолетостроительная компания «Bell». В 1951 г. в HНА вступил и «монстр» — знаменитая компания «Sikorsky Aircraft». Фирма демонстрировала на митинге новые легкий S-52 и вертолет большой грузоподъемности S-55. Появление последнего вызвало революцию в вертолетной авиации, значительно расширив возможности применения винтокрылых машин. С 1951 г. вертолеты с «окрыленной S» (символ вертолетов Сикорского) на борту стали обязательными участниками и, очень часто «гвоздями салона», всех мероприятий HНА.
Поддержка Сикорского решающим образом способствовала укреплению авторитета калифорнийского вертолетного общества. Технические вопросы разработки и введения в строй новых вертолетов вошли в перечень обсуждаемых на митингах тем наравне с сугубо эксплуатационными вопросами. С этого времени ассоциация вступила с негласную конкуренцию с другой очень уважаемой, но сугубо академической общественной вертолетной организацией США – Американским вертолетным обществом (American Helicopter Society). Вслед за Сикорским вертолеты своей разработки на мероприятия ННА стал присылать и его вечный конкурент Фрэнк Пясецкий (F.Piasecki). Вертолетостроительная фирма «Piasecki» стала следующим ассоциативным членом ассоциации. Через несколько лет, после ухода Пясецкого, она была переименована в «Vertol» и затем стала основной для вертолетного отделения концерна «Boeing».
В 1952 г. ННА получила третьего президента Карла Брэди (Carl Brady). Он сочетал президентство в ассоциации с руководством авиакомпании «Economy Helicopters» до 1954 г, когда во главе ассоциации встал Йозеф Сьюард (Joseph Seward). В то время он был единственным в мире пилотом вертолета – профессиональным киноартистом. Йозеф снялся в 25 художественных фильмах. При Сьюарде число фирм – членов ННА перевалило за полсотни.
В 1954 г. в истории ассоциации произошло важное событие, годовой митинг впервые был проведен вне границ штата Калифорния. Для его проведения компания «Bell Helicopter» предоставила помещения своего завода в Хэрсте (Hurst) в Техасе. Помимо американцев в митинге приняли участие иностранные гости из Италии, Канады, Франции, Швеции и Японии. Годовой митинг прошел с большим размахом. Помимо традиционной конференции эксплуатантов, участники митинга посетили основной завод Bell Helicopter в Форте Уорс (Fort Worth), где ознакомились на земле и в воздухе с новейшими разработками этого предприятия. Естественно «белловцы» не отказали в базировании на летном поле завода вертолетам Sikorsky, Hiller, Piasecki и других фирм, посчитавшим целесообразным прислать на показ и свою технику. Вероятно, именно 1954 г. следует считать началом организации во время ежегодных митингов ассоциации больших регулярных вертолетных выставок в рамках ассоциации – непосредственных предшественниц современных Heli-Russia.
Мероприятия 1954 г. окончательно утвердили НАА как организацию не узко калифорнийского, а всеамериканского уровня. В члены ассоциации поспешили перевестись все авиакомпании, входившие ранее в другие региональные объединения. Членами НАА стали первые эксплуатанты американской авиатехники из Европы и Азии.
Укреплению статуса ассоциации способствовал и очередное годовое собрание НАА в 1955 г. Собрание уже именовалось не «митинг», а «съезд (convention)» и проходило оно на территории завода вертолетостроительной компании Piasecki в Мортоне (Morton) в Пенсильвании, т.е. на противоположном от Калифорнии углу Америки. Проводила в 1955 г. Восьмой годовой съезд НАА новый президент ассоциации Элеонор Рудник (Elynor Rudnick), владелица авиакомпании «Kern Helicopters», ранее много лет занимавшая должность казначея ассоциации.
Годовое собрание 1956 г. вновь проходило в Калифорнии, в Сан-Франциско. Впервые новым президентов НАА был избран не гражданин США. Им стал директор канадской авиакомпании «Okanagan Helicopters» Карл Эгар (Carl Agar). Проведенная конференция вошла в историю докладами об экзотических формах применения вертолетов: для высотного монтажа, сдувания снега с электропроводов, просушки фруктов после дождя и т.п. Показ натурной авиационной техники проводился на летном поле фирмы «Hiller». Число авиакомпаний, вошедших в состав НАА, достигло 160. Они оперировали 635 вертолетами.
Строительству гелипортов и использованию вертолетов при стихийных бедствиях был посвящен съезд НАА в 1957 г. в Нью Йорке. Съезд курировала фирма «Sikorsky».В следующем году канадца на посту президента ассоциации сменил калифорниец Ричард Эклс (Richard Eccles) из компании Calicopters. Очередной годовой съезд проходил в Форте Уорс, вотчине Bell Helicopter. Соответственно «гвоздем салона» выставки натурной техники стал новейший вертолет Bell XH-40 – прототип знаменитого «Ирокеза – Хью».
11-й годовой съезд НАА состоялся в 1959 г. в Сан Матео (San Mateo) в Калифорнии. Президентом стал Кален Уидок (Cullen Weadock). В следующем году его заменил Роберт Загс (Robert Suggs). Он проводил 12-й съезд в Анахейм (Anaheim) в Калифорнии. Впервые куратором съезда стала компания «Hughes». 269-я модель этой фирма (ныне Schweizer (Швайцер) -300 )исполняла функции «гвоздя салона». 259 гостей съезда съехалось из 24 стран мира. К этому времени гражданская вертолетная авиация стала в Северной Америке крупнейшим видом бизнеса. Как сообщил на съезде президент НАА, ежегодный оборот вертолетных авиакомпаний США и Канады превысил 30 млрд.долларов.
Президент L.Welch Pogue проводил 13-й съезд НАА в Хэдденфильде (Haddenfield), штат Нью-Джерси в помещениях авиакомпании Cherry Hill. Традиционно на конференции обсуждались вопросы применения вертолетов в гражданских целях: для обслуживания нефтеразработок, сельхозработ, контроля нефте-газопроводов, на лесоразработках и воздушном монтаже. Здесь же, на принадлежащем компании хелипорте демонстрировалась натурная винтокрылая техника. К этому времени число компаний-членов НАА достигло двухсот. Они эксплуатировали свыше 700 вертолетов.
Правление президента Welch Pogue считается одним из лучших в истории НАА. При нем в 1961 г. НАА перенесла свою штаб-квартиру из Калифорнии в столицу США, в Вашингтон. Когда произошла традиционная ежегодная смена руководителей ассоциации, новый избранный президент Hal Connoris предложил избрать предшественника почетным членом НАА. Во время правления Коннориса произошло и самое печальное в истории НАА событие: во время очередного полета на вертолете погиб Robert Trimble, многолетний вице-президент ассоциации генеральный директор авиакомпании Aetna Helicopters. Он считался не только очень уважаемым специалистом вертолетного бизнеса, но и одним из самых опытных пилотов-вертолетчиков Америки, особенно при полетах на больших высотах и в горах. В общем налете Роберта в 10000 часов, 6000 приходилось на вертолеты. За год до гибели он получил почетную награду ассоциации «Лучший эксплуатант года».
На память о выдающемся летчике НАА учредила свой первый мемориальный приз «Robert Trimble Memorial Award». Его ежегодно присуждают за наиболее выдающиеся успехи в вертолетном бизнесе.
Большое значение имел 14-й съезд ассоциации. Он прошел в январе 1962 г. в Делласе, штат Техас, и был рекордным по числу участников – около полутысячи человек. По американским законам, такая общественная организация считается особо уважаемой и полезной для нации, и на нее распространяются многочисленные поблажки в налоговой деятельности. С этого времени членство в ассоциации стало подразделяться на: действительное, ассоциативное, почетное и государственное. Титул государственного члена с тех пор присуждается особенно уважаемым и полезным для ассоциации представителям правительственных органов и общественных организаций, а также ученым государственных НИИ и высшей школы.
Члены ассоциации учредили дополнительно к уже учрежденному Robert Trimble Memorial Award еще четыре премии: Lawrence D.Bell Pioneer Award – авиакомпании, действующей на рынке вертолетных услуг более десяти лет; Stanley Hiller Pilot of Year Award – гражданскому летчику, совершившему наиболее выдающуюся спасательную операцию, и еще одну премию, которую присуждали пилоту вертолета, набравшему наибольший налет за год. В 1962 г. члены ассоциации учредили также Комиссию НАА по этике. Все члены ассоциации получили специальный корпоративный значок.
15 съезда НАА состоялся в 1963 г. в Palo Alto, в Калифорнии. Стенли Хиллер вновь был «хозяином бала» и дал великолепный банкет у себя на заводе. Новым президентом ассоциации избрали Cullie Weadock. В этом же году, в связи с расширением функций ассоциации и ростом хлопот у ее правления впервые состоялось избрание другой важной ответственной должности – председателя (chairman) совета ассоциации. Им стал Don Larson (Дон Ларсон). В отличие от президента председатель, на должность которого избирается кто-нибудь из наиболее заслуженных ветеранов вертолетной авиации, занимает свою должность много лет.
Приуроченная к 15-му съезду НАА выставка натурной вертолетной техники превзошла по масштабам все ранее проводившиеся. В ней, помимо аборигена – «Hiller Helicopters» участвовали ведущие американские вертолетостроительные фирмы «Brantly», «Hughes», «Bell», фирма-разработчик конвертопланов «Ryan», знаменитые производители вертолетных двигателей «Continental», «GE» и «Lycoming», разработчики авионики «Bayside Electric», «Simplex», «King Radio» и т.д. На выставке демонстрировалось 16 вертолетов, больше, чем когда-либо раньше. Демонстрационные полеты в первый день совершались прямо с автомобильной парковки близ выставочного зала, но, возмущенное грохотом геликоптерных винтов в центре города муниципальное правление Пало Альто заставило устроителей съезда перенести полеты на пригородный аэродром. На съезде впервые были оглашены разработанные Федеральной авиационной службой США Правила эксплуатации вертолетов при полетах по приборам.
16-й съезд проходил в Chandler, штат Аризона. Walter Attebery, директор авиакомпании «Condor Helicopter», возглавил НАА. В 1964 г. ассоциация организовала демонстрационный показ морской спасательной операции с применением вертолета Sikorsky CH-3B и вертолета-летающего крана Sikorsky CH-54A. В следующем году президентом ассоциации избрали H.C.Brown. Ассоциация участвовала в открытии гелипорта в Вашингтоне, а также в уникальной вертолетной операции по замене статуи свободы на вершине купола Капитолия.
На состоявшемся в 1965 г. в Сан-Диего, Калифорния, 17-м съезде были приведены следующие цифры: в «странах свободного мира» 588 коммерческих авиакомпаний эксплуатируют 1937 вертолетов. Из них 439 компаний и 1236 вертолетов находятся в США. 18-й съезд в 1966 г. проходил в Арлингтоне, Техас. Новый президент НАА Robert Richardson, глава авиакомпании Helicopter Air Lift, презентировал первый номер учрежденной ассоциацией газеты «Our Rotor New». В связи с ростом нагрузки на управленческий аппарат общественной организации, в ней была введена новая должность Исполнительного директора. В отличие от президента, председателя правления и многих других общественных должностей этот топ-менеджер стал считаться штатной номенклатурой и трудился только в ассоциации и свою службу не совмещал с работой в каких-либо других компаниях. В 1966 г. директор назначили John Ryan. Штаб-квартира ассоциации переехала на «родину» американского вертолетостроения в Стартфорд, штат Коннектикут, поближе к фирме «Sikorsky Aircraft».
В 1967 г. число имеющих право голоса членов ассоциации достигло 152: 89 действительных, 27 ассоциативных и 36 государственных. Правление НАА приняло решение принимать в число членов не только официальных представителей авиакомпаний, но и индивидуальных членов-энтузиастов вертолетной авиации. С этого времени членство ассоциации стало стремительно расти и НАА возглавила список самых динамично развивающихся авиационных общественных организаций США.
19-й ежегодный съезд НАА состоялся в калифорнийском городе Palm Springs. На нем присутствовало свыше тысячи гостей. Правление ассоциации отметило более чем 300-процентный рост числа своих членов. Причем, среди них особенно выросло число иностранных эксплуатантов вертолетов, не только из Европы, Азии, Латинской Америки, но и из Африки и Австралии. Вертолетная техника стремительно «завоевывала мир». «Грязная» война во Вьетнаме имела положительной стороной резкий рост вертолетного парка, не только военного, но и гражданского. Докладчики на съезде зафиксировали увеличение числа типов эксплуатируемых вертолетов до шестидесяти. Впервые была высказана мысль о необходимости переименовании ассоциации из «американской» в «интернациональную».
В 1968 г. 20-й съезд проходил в Las Vegas. На нем присутствовало свыше 1300 гостей. Вертолетчики избрали новым президентом Godfrey Rockfeller, директора авиакомпании Chesapeake&Potomac Airways. Он объявил о переносе штаб-квартиры НАА из Стратфорда в аэропорт West Chester County под Нью-Йорком, а также о начале издания нового профессионального журнала «Rotor&Wing». С тех пор этот, покровительствуемый ассоциацией журнал считается одним из ведущих на рынке вертолетных СМИ. 21-й съезд состоялся на Флориде, в городе Hollywood. Новым президентом на нем стал Glenn McPaterson из канадской авиакомпании Okanagan. Он провел в 1970-м году следующий съезд в Лас Вегасе. На нем присутствовало рекордное число участников – 2442. Организаторы выставки заключили контракты на 17 миллионов долларов на предоставление площадей под экспозицию. В историю вошел также проведенный на 22-м съезде семинар по маркетинговым и сервисным проблемам вертолетной авиации. Впервые приз Robert Trimble достался не США. Его удостоилась колумбийская авиакомпания «Helicol» за использование вертолетов в прокладке гигантского «Трансандийского трубопровода».
23-й съезд НАА проходил в калифорнийском городе Anaheim. Важным событием съезда стало чествование авиакомпании «Petroleum Helicopters». Она была провозглашена мировым лидером вертолетного бизнеса. Флот компании насчитывал 158 вертолетов. Их общий налет превысил миллион летных часов. Совет ассоциации избрал исполнительным директором Robert Richardson. Он обеспечил возвращение офиса ассоциации назад в столицу, в Вашингтон. Собираемые членские взносы участников ассоциации позволили ему содержать штат в 11 сотрудников.
Лас-Вегас стал в 1972 г. местом проведения 24-го съезда. Новым президентом члены НАА избрали Arlo Livingston. Организаторы продали выставочных мест на 20 миллонов долларов. Число экспозиционеров превысило две с половиной сотни. В летном показе и на статической стоянке демонстрировались 32 вертолета. «Гвоздями салона» стали вертолеты И.И.Сикорского: газотурбинная модификация S-58T и гражданский вариант самого большого в мире «поршневого» вертолета S-56.
Следующий 25-й съезд считался юбилейным – «серебряным». Он вновь проходил в Лас-Вегасе и прошел с характерным для юбилейных мероприятий размахом. На съезде присутствовало свыше полутора тысяч гостей. К этому времени в рядах НАА состояло 209 действительных членов, 81 ассоциативный и 41 член-корреспондент. Среди них было 29 иностранцев. Торжества сопровождались грандиозным авиа-шоу. В нем участвовали 18 вертолетов от всех американских фирм-изготовителей винтокрылой техники. Помимо демонстрационных полетов они устроили грандиозные катания, как для участников съезда, так и для всех желающих. В завершение мероприятий вертолет-кран принес на внешней подвеске и аккуратно заложил в заранее пробуренную шахту мемориальную капсулу – послание будущим вертолетчикам. Важной частью исторических мероприятий съезда стала и демонстрация на нем любовно восстановленного членами НАА первого американского серийного вертолета Sikorsky R-4B. С тех пор история всегда присутствует на всех мероприятиях ассоциации.
На 25-м съезде впервые состоялось вручение почетной награды НАА «Пилот года». Его получили экипажи одиннадцати вертолетов, принимавшие в 1972 г. участие в уникальной спасательной операции по эвакуации людей из горящего небоскреба в Сан-Пауло, Бразилия. Для этого они совершили 150 посадок на крышу пылающего здания и вывезли 450 человек.
Юбилейный «серебряный» съезд считается переломным в истории ассоциации. Именно при его подготовке и проведении установились и окончательно сформировались все правила и традиции, по которым живет крупнейшая в мире общественная организация вертолетчиков. Все следующие съезды НАА, происходившие в 70-е годы ХХ века, проходили уже по отработанной схеме и отличались между собой только цифрами ежегодных отчетов. Съезды перестали «блуждать» по стране. Так как они традиционно проходили в начале года, зимой, а в программе мероприятий все большую роль стали играть выставки и летные демонстрации, местом проведения съездов стали южные штаты с хорошим климатом и большим числом летных дней в году: Калифорния, Техас, Невада, Флорида. Города Anaheim (Калифорния), Dallas (Техас), Las Vegas (Невада) и Orlando (Florida) монотонно сменяли друг друга.
С каждым годом росло число членов ассоциации и гостей съездов. Все больше и больше среди них становилось иностранцев, представителей эксплуатирующих организаций, торговых и маркетинговых фирм. Характерной особенностью этого времени также стало энергичное проникновение на американский рынок вертолетостроительных фирм из Европы. Вертолеты марок «Aerospatiale», «MBB» и «Augusta» занимали все большее место в винтокрылой авиации США. Европейские вертолетостроительные заводы присылали на ежегодные выставки НАА новые модели. Выставки становились все более представительными, во второй половине 70-х годов число участников на них перевалило за две сотни, количество выставляемых вертолетов достигло трех десятков. К концу десятилетия выставки составли основу ежегодных съездов ассоциации.
В 1981 г. состоялось давно ожидавшееся преобразование ассоциации. Helicopter Association of America была переименована в Helicopter Association International (HAI) и стала не только фактически, но и юридически международной. Совет ассоциации принял решение отказаться от параллельного существования двух руководящих должностей: президента и исполнительного директора. С этого времени во главе HAI встал президент, освобожденный от всех обязанностей, кроме руководства ассоциацией. Им в 1982 г. стал Frank Jensen, занимавший ранее различные руководящие должности в авиакомпаниях и обществах. Соответственно произошли преобразования и во всем остальном штате управления общественной организацией. Офис ассоциации переехал в пригород Вашингтона Александрию, штат Вирджиния. Первое время он располагался здесь на Duke Street, но в 1994 г. переехал на соседнюю улицу Prince Street, где в доме 1635 располагается и по настоящее время.
Правление Фрэнка Йенсена продолжалось 16 лет. Под его руководством HAI продолжила развивать традиции НАА. Ежегодно проводились форумы, пресс-конференции, симпозиумы, семинары, тематические встречи, касавшиеся различных аспектов вертолетной авиации. Йенсена основал в 1983 г. при HAI некоммерческую организацию Helicopter Foundation International — специальный фонд поощрения различных форм обучения всевозможным специальностям, связанным с вертолетным бизнесом. Тот же фонд поощряет программы, связанные с увековечиванием истории вертолетной авиации. В том же 1983 г. при HAI были учреждены два печатных органа ассоциации: квартальный журнал «Rotor» и ежегодник «Helicopter Annual».
Преобразования начала 80-х годов коснулись и столь важной составляющей ежегодных усилий ассоциации как выставка. Из второстепенного мероприятия, сопутствующего ежегодным съездам НАА, усилиями команды Йенсена она была превращена в основное событие в деятельности ассоциации. Выставка получила официальное название: Helicopter Industrial Exposition (HIE). Под таким названием выставка проводилась до 1990 г, когда получила новое сокращенное имя: Heli-Expo, созвучное всем другим специализированным вертолетным выставкам: HeliTech, HeliAsia, HeliPacific и т.д.
С 1990 г. выставки Heli-Expo являются главными ежегодными мероприятиями HAI. Правление ассоциации уделяет основное внимание их подготовке и проведению. В последнем десятилетии ХХ века оно добилось под руководством Йенсена впечатляющих успехов в преобразовании выставки в главныю мировую экспозицию вертолетной техники. На состоявшуюся в 1990 г. впервые под названием «Heli-Expo» выставку в техасский Даллас съехалось около девяти тысяч гостей. Они ознакомились с экспозицией 284 компаний и с 35 выставленными вертолетами, в основном американской разработки. «Гвоздем выставки» был впервые показанный полноразмерный прототип вертолета Белл-230. Следующие три года выставки проходили с постепенно растущими показателями. Уже в 1991 г. число гостей выставки превысило 10 тысяч, а в следующем – число участников превысило показатель в три сотни. Около полусотни винтокрылых машин демонстрировалось на стендах и статстоянках. Главным событием выставки 1992 г. стал первая демонстрация вертолета Schweizer 330, а выставки 1993 — ЕС-135, только что сформировавшегося в Европе консорциума Eurocopter. С этого времени этот транснациональный вертолетостроительный концерн начал стремительно наступление на американский рынок, что нашло отражение и в ежегодных выставках Heli-Expo. Стенд Eurocopter стал основным рядом с Sikorsky Aircraft, Bell Helicopter, Robinson и прочими американскими национальными компаниями.
Заметным событием в истории HAI стала выставка Heli-Expo 1995, проходившая в Лас Вегасе, штат Невада. Впервые число участников превысило цифру 400, а количество гостей перевалило за 12 тысяч. «Гвоздем салона» Heli-Expo 1995 был признан полноразмерный макет вертолета McDonnell Douglas MD 600N с системой путевого управления и балансировки NOTAR. Кроме того, большим успехом на выставке пользовались впервые выставленные вертолеты Bell407 и Schweizer 300CB.
Столь же внушительно прошла и выставка Heli-Expo 1996 в Далласе. В ней участвовало 445 компаний-экспозиционеров и почти 13 тысяч гостей. Никогда раньше в выставке не участвовало столь большого числа натурных вертолетов – на стендах, и статической стоянке демонстрировалось свыше семидесяти винтокрылых машин. «Гвоздем» был признан Bell-427. На Heli-Expo 1996 впервые демонстрировались: прототип MD 600N, первый серийный Bell-430. Выдающимся событием стала и первая в истории HAI демонстрация российской техники – на выставке демонстрировался Ка-32. Фирма Bell Helicopter провела на выставке яркую пиар-акцию — аукцион-распродажу вертолетов Белл-407.
Heli-Expo 1997 в калифорнийском Anaheim соответствовала выставке-предшественнице по числу натурных вертолетов, но, неожиданно, значительно уступила по количеству гостей и экспозиционеров. Выставочные площади закупило только 350 фирм. Правление HAI устранило недостатки при подготовке следующей выставки в Анахейме. Heli-Expo 1998 прошла с большим успехом. «Гвоздем салона» стал легкий вертолет ЕС-120 консорциума Eurocopter.
1998 год знаменовался в истории HAI сменой власти. Йенсена сменил на посту президента HAI новый руководитель: Roy Resavage. Под его руководством продолжилось дальнейшее развитие ассоциации, в том числе и ежегодных выставок Heli-Expo. На выставке Heli-Expo 1999 впервые демонстрировался полноразмерный макет конвертоплана Bell-609 и вертолет-синхроптер К-МАХ фирмы Kaman. Неожиданно большим успехом пользовались у посетителей салона модернизрованные вертолеты-ветераны Sikorsky S-55 и Brantly B-2B.
Переделанный под газотурбинный двигатель и оснащенный новой несущей системой ветеран S-55QT Whisper -Jet был «гвоздем» и на следующем салоне Heli-Expo 2000 в Лас Вегасе. Кроме «реликта» большое внимание гостей привлек и впервые выставленный консорциумом перспективный многоцелевой вертолет ЕС-145. На Heli-Expo 2000 состоялась также первая презентация новой модели Enstrom 480B. Высоко оценили СМИ стенд, выставленный российской фирмой ОАО «Камов» и макет салона разрабатываемого вертолета Agusta-Bell AB-139. Выставка установила новый рекорд посещаемости – на ней зарегистрировалось 13747 гостей. Количество стендов превысило 460.
Планку посещаемости в 14 тысяч удалось преодолеет на выставке Heli-Expo 2000 в Анахейме. Экспозиционеров тоже было больше – 478. Вертолетов демонстрировалось 62 машины. «Гвоздем салона» стал новейший Eurocopter ЕС-130. Специалисты высоко оценили и впервые представленный на выставке полноразмерный макет пассажирского салона вертолета Sikorsky S-92.
В 2001 г. выставку Heli-Expo после долгого перерыва вновь принял штат Флорида. С тех пор Орландо регулярно чередуется с Анахеймом, Лас-Вегасом и техасскими городами как место проведения крупнейшей в мире вертолетной выставки. В Орландо прошла и следующая выставка Heli-Expo 2002. Она знаменовалась грандиозным воздушным показом. В воздухе демонстрировались более полусотни вертолетов. Необычным для Heli-Expo было участие в выставке тяжелых вертолетов. На статстоянке в воздухе демонстрировались такие «монстры» американского вертолетостроения, как Boeing-234 и Sikorsky S-61N. «Гвоздем» Heli-Expo 2002 стал новый легкий вертолет Schweizer 333.
Heli-Expo 2003 проходила в Далласе. На ней зарегистрировались 12877 гостей и 490 компаний-экспозиционеров. Впервые демонстрировался прототип нового большого вертолета Sikorsky S-92. С большим успехом прошла презентация новой модификации Agusta A119 Koala. Примерно с этого времени журналисты стали особо отмечать энергичное проникновение на американский рынок итальянской вертолетостроительной компании Agusta (Augusta). Сначала она действовала в паре со своим давним и традиционным партнером Bell Helicopter, но в 2000 г. компания поменяла американского компаньона на британскую фирму Westland.
Следующая выставка Heli-Expo 2004 вновь была проведена в Далласе. Свои экспозиции представили 486 фирм. В 2004 г. гости установили новый рекорд – их зарегистрировалось 15152 человека. На выставке демонстрировалось пятьдесят два вертолета от маленького двухместного Brantly B-2B до двенадцатитонного Ка-32. Выставка Heli-Expo 2005 проходила в Анахейме. В ней участвовали 523 компании из 106 стран, 400 тысяч кв.м выставочных площадей обошли более 15000 гостей со всего мира.
2005 г. ознаменовался новой сменой власти в HAI. С 1 ноября этого года президентом ассоциации стал Мэт Цуккаро (Matt Zuccaro), бывший летчик и авиационный инженер. У Цуккаро за плечами сорокалетняя карьера в вертолетной авиации. Из них 25 лет связано с ассоциацией, где он исполнял обязанности председателя различных комитетов, казначея, вице-председателя, а затем и председателя совета HAI. В свою бытность летчика вертолета Цуккаро был награжден почетной наградой ассоциации за 10 тысяч часов безаварийного налета.
Первой выставкой, проведенной под руководством Цуккаро, стала Heli-Expo 2006. Она проходила в Далласе и вновь привлекла более 15 тысяч гостей. По числу (49) представленных вертолетов Heli-Expo 2006 уступила предшественницам, но, зато, превзошла по качеству выставочных экспонатов. Давно на Heli-Expo не выставлялось сразу так много новых моделей. Впервые были представлены: легкие вертолеты Bell-417, MD-520N и Agusta A-109S «Grand», но «гвоздем салона» стал средний многоцелевой Agusta 139, бестселлер продаж современного вертолетного рынка. Заметно выступила на выставке американская фирма Sikorsky Aircraft, вышедшая к этому времени из тяжелого кризиса, трепавшего компанию несколько лет. «Сикорский демонстрировал: новейший тяжелый S-92 в пассажирском варианте для эксплуатации на нефтеразработках; модернизированный в противопожарный вариант вертолет-кран S-64 и макет перспективного среднего многоцелевого S-76D.
Выставка Heli-Expo 2007 прошла в Орландо. Главным событием выставки стало анонсирование Фрэнком Робинсоном нового вертолета Robinson R-66. По его заявлению, вертолет будет 5-местным и оснащен специально для него разработанным газотурбинным двигателем Rolls-Royce 300 мощностью 300л.с. Хотя никаких иллюстраций по внешнему облику нового вертолета Робинсон не продемонстрировал, предназначенный для R-66 легкий двигатель можно было осмотреть на стенде фирмы изготовителя. О своем интересе к Rolls-Royce 300 также заявили представители вертолетных фирм Schweizer и Enstrom. Несомненно, с новым «роллс-ройсом» связаны все перспективы дальнейшего развития легкого вертолетостроения. На Heli-Expo 2007 был установлен новый рекорд посещаемости — более 16 600 гостей.
О выставке Heli-Expo 2008, установившей новый рекорд участия (523 фирмы из 39 стран) и посещаемости (17 373 посетителя более чем из 80 государств) мы рассказали в прошлом номере журнала «Вертолетная индустрия».
В разных частях Земного Шара регулярно проводятся специализированные вертолетные выставки: HeliTech, HeliAsia, HeliPacific, Heli Middle-East и др (В РФ готовится аналогичная выставка HeliRussia 2008). Все они носят преимущественно местный региональный характер. Только выставка Heli-Expo претендует на роль общемирового центра винтокрылого бизнеса. Это самое крупное событие на мировом рынке гражданских вертолетов. Она проводится регулярно, раз в году, в одном из крупнейших промышленных центров США. На Heli-Expo выставляются самые последние разработки, новейшие вертолёты и их модификации, всевозможное оборудование и вспомогательная техника. Помимо этого в рамках выставки традиционно проводятся многочисленные «профильные» форумы, пресс-конференции, симпозиумы, семинары, встречи профессионалов различных направлений вертолетной авиации. Участие в подобного рода мероприятиях позволяет всеобъемлюще оценить состояние мирового вертолетостроения и рынка винтокрылых машин, ознакомиться с новейшими достижениями.
Регулярные выставки, встречи, семинары и презентации, проводимые ассоциацией HAI, предназначены для «создания благоприятных условий обмена техническим опытом, выработки совместных концепций в области безопасности и эксплуатации вертолетов». Ассоциация решает такие важные вопросы эксплуатации, как например, международные процедуры согласования норм летной годности, норм и правил организации сервисных центров, условий поставки, ремонта, страховки вертолетной техники и т.п. Членство в HAI очень почетно среди разработчиков и эксплуатантов вертолетов. С 90-х годов прошедшего столетия в Ассоциации состоят многие российские фирмы, компании и общественные организации (ОАО «Камов», ОАО «КВЗ», «ЮТэйр», «АэроСоюз», Ассоциация вертолетной индустрии и т.д).
На выставку Heli-Expo каждый год приезжает все больше и больше участников и гостей из Российской Федерации и СНГ, что способствует дальнейшей интеграции мирового опыта и традиций в вертолетную авиацию нашей страны. В частности в этом году среди отечественных эксибиторов Heli-Expo были ОАО «Казанский вертолетный завод» и авиакомпания «ЮТэйр». Ознакомление с новыми техническими достижениями на авиационных выставках особенно важно для российских фирм («АэроСоюз», «Галс», «Аврон», «АэроДжетклаб», «Авиамаркет» и т.д.), занимающихся приобретением для нашего быстро растущего вертолетного рынка «западной» техники. По оценке их топ-менеджеров выставка Heli-Expo играет исключительно важное значение для зародившегося и крепнущего вертолетного бизнеса России, регулярно посещаема лидерами российского бизнеса и служит исключительно удобным местом для решения важных коммерческих вопросов, ознакомления с новыми видами продукции, согласования и заключения контрактов и т.п. Heli-Expo будет и впредь способствовать дальнейшему расширению сети эксплуатантов винтокрылых машин в РФ и СНГ.
Источник: Helicopter.su