Китайский синдром

Мир вертолетов словно перевернулся. Лидеры вертолетостроения разом воспылали особым интересом к Китаю, любыми путями пытаясь закрепиться в «поднебесной». Китайский синдром объясняется целым набором «симптомов».

Масштабы. Площадь КНР – 3,6 млн кв. км (3-е место в мире). Население – 1,3 млрд человек (1/5 населения планеты), средний возраст – 24 года, два десятка мегаполисов с населением более 5 млн жителей; 45 крупных городов – более 1 млн жителей. Рабочих – 725 млн человек. Темпы роста – 9,1%, в промышленности – 17%, в строительстве – 5000 км транспортных магистралей в год, одна электростанция в неделю. Инвестиции – 1 млрд долларов в неделю (больше чем в США). Взявшись за развитие частного сектора, Китай превратился в экономического гиганта в ключевых сферах: на потребительском рынке, в банковском деле, страховании и промышленности. Позиции настолько сильны, что «китайский дракон» получил прозвище «гигантской фабрики».

Пришло время вкладывать в Китай. Вполне вероятно, что волшебная привлекательность сохранится и в долгосрочной перспективе. Если КНР сумеет уберечь экономику от перегрева и сохранит курс на совместные разработки и перспективные технологии, страна может превратиться в экономическое эльдорадо XXI века, в том числе и для авиастроителей, которые сосредоточили свои усилия на четырех основных направлениях: космос, коммерческая авиация, общественная безопасность и вертолеты.

Почему вертолеты? Все просто. Народная освободительная армия Китая испытывает серьезные трудности от нехватки современных средних транспортных вертолетов (устаревшие 50 Ми-8, около 10 Z-8 («Супер Фрелон»), несколько десятков музейных Z-5 (Ми-4) и 20 S-70C Black Hawk (не летают из-за эмбарго США), а гражданский парк – всего около полутора сотни вертолетов, включая поршневые. В тоже время, около 600 городов готово приобрести, по крайней мере, один полицейский вертолет, добавим сюда из расчета по одному вертолету на 1 млн жителей, получается внушительное число 2000(!). Плюс повышение спроса на вертолеты общественной безопасности, скорой медицинской помощи, аварийные и ЧС, пожарные, экологического мониторинга и т.д. На недавно прошедшей конференции поисково-спасательных служб китайские спасатели заявили, что к 2015 г. собираются утроить свой вертолетный парк, который в настоящее время насчитывает 24 вертолета. Наконец, учитывая, что правительство проводит политику расширения использования вертолетов, для чего меняет ограничения на полеты, нормы и правила использования АОН, становится очевидным, что Китай на пороге вертолетного бума. А предстоящие Олимпийские игры 2008 году в Пекине и Всемирная выставка Эскпо-2010 в Шанхае должны стать наглядной демонстрацией безопасности и эффективности использования вертолетов.


Планы вертолетной пятилетки — в жизнь


До недавнего времени китайская аэрокосмическая промышленность занималась исключительно военными программами (за прошедшие 50 лет построено около 800 вертолетов 34-х типов, в основном военных). Что бы китайские вертолетостроители не делали, получаются исключительно военные машины. Коммерческие модели – производные от военных. Вертолеты не занимали существенного места в планах Китая, которые резко изменились в последнее время. Руководство страны определило курс на производство вертолетов, как приоритетную задачу одиннадцатилетнего пятилетнего плана. В соответствии с ним в период 2006-2011 гг. в национальную вертолетную отрасль будет инвестировано почти 400 млн долларов. Предыдущая десятая пятилетка была посвящена закупке, развитию и исследованиям динамической системы, авионики и двигателей. Китай созрел к самостоятельной и/или совместной разработке – производству вертолетов. Все готово для внедрения технологического задела в новую линейку.

Взлетная масса, кг

Обозначение

«Протип»

1000

*1

Schweizer

3000

НС120В

Z11 (Z11W)

CA109

ЕС120В «Колибри»

EC AS350 «Экюрей»

AW A109E

5000

Z-9 (WZ-9G военный)

(H-400 гражданский)

Читайте также  Вибрацию на вертолетах можно победить

ЕС AS365 «Дельфин»

6000-7000

Z-10

Z-15

*2

«Похож» на Tiger

EC175

AW139

10000-12000

Z-8

*3

*4

AS SA321 «Супер Фрелон»

S-70 «Блэк Хоук»

S-92

Примечания:

1. Совместная с Sikorsky разработка вертолета массой 1 т

2. Есть планы совместного производства AW139

3. Новый вертолет массой 10 т

4. В перспективе S-92

Китайская корпорация AVIC II (China Aviation Industry Corporation II), которая является единственным китайским государственным производителем вертолетов, объединившая под своим «крылом» основные производственные мощности (Changhe Aircraft Ind., Hafei Aviation Ind., Harbin Dongan Auto Engine, Hongdu Aviation Ind., Jiangxi Changhe Automobile), поставила цель — за 12 лет (к 2020 г.) стать одним из мировых лидеров по поставке вертолетов. Для реализации своих планов AVIC II расширяет международное сотрудничество в области разработки, производства, маркетинга и послепродажного обслуживания по всему миру. По замыслу, кооперация с Eurocopter, AgustaWestland и Hewlett Packard Канада позволит AVIC II выпускать вертолеты собственной разработки (названия компаний нужно писать на английском языке, я исправила). Китай на пороге вертолетного чуда.

Основания для оптимизма: двухзначный рост внутреннего рынка; политика реализации крупных проектов с изобилием контрактов при очень низкой заработной плате (0,7 доллара/час – в 22 раза ниже, чем в США); активное внедрение новых технологий – более 650 теле- и 1000 радиостанций, космические спутники, второе (после США) место на аудио/видео рынке… Китайцы никогда не стеснялись и не стесняются использовать лицензионные и нелицензионные технологии. Схема достаточно проста: закупка – «копирование» технологий – производство. Еще несколько лет назад эксперты сомневались в способности китайской промышленности создать современные боевые, и не только боевые, вертолеты, а сейчас вместо сомнений – новая стратегия, нацеленная на рынки с возрастающим спросом.

Вертолеты вместо ширпотреба

В «поднебесной» удивительным образом соединилось резкое повышение спроса во всех секторах рынка с коренной технологической реорганизацией отрасли, острой потребностью в сотрудничестве по интеграции вертолетных технологий и продукции со стремлением грандов вертолетостроения заручиться поддержкой местных производителей. Буквально все западные производители без исключения в той или иной степени включились в экспансию на китайский рынок с одновременным развитием необходимой инфраструктуры, особенно центров ТО и Р и учебно-тренировочной подготовки. В Китае вертолетостроители преследуют, по крайней мере, четыре цели: дать работу китайским компаниям; разделить риски в разработке новой продукции; усилить кооперацию на всех этапах жизненного цикла; облегчить импорт инноваций и проектов.

Наглядный пример такого сотрудничества – 25-летнее партнерство лидера мирового вертолетостроения Eurocopter, которое в октябре 2004 года упрочилось открытием китайского отделения ЕС и соглашением с AVIC II на разработку 6-7 тонного вертолета. Появление ЕС175 на HeliExpo произвело настоящий фурор (более сотни заказов), среди первых заказчиков российская компания UTair (15 заказ + 15 опцион). Рождение «новой звезды» заслуживает отдельного разговора, пока лишь несколько слов. Пятилетний период разработки стартовал в 2006 г. Свой первый полет новый вертолет должен совершить в 2009 г. Получение европейского и китайского сертификатов запланировано на 2011 г., одновременно – начало серийного производства. В разработку участники инвестируют по 300 млн евро. Производство будет поделено 50/50, в каждой из стран – собственная сборочная линия. По прогнозам, в течение 20 лет будет продано 800 ед. (потребности КНР – 400). ЕС175 – продолжение программ по кооперации с китайской промышленностью. В июле 1980 г. ЕС заключила контракт с Harbin Airlift Industries на постройку по лицензии 50 вертолетов Z9 Dauphin. В октябре 1992 г. был подписан контракт с CATIC на совместную разработку и производство ЕС120В «Колибри». По контракту, Китай выпускает по 6-8 комплектов (топливная система, фонарь, правая дверь и двигательные капоты) в месяц. Программа ЕС120 уже добилась коммерческого успеха, поставлено 400 вертолетов (75% рынка). CATIC открыла в Китае вторую сборочную линию на постройку 50-ти НС120 для местного рынка и учебно-тренировочной подготовки пилотов армейской авиации (собрано более десятка НС120). Благодаря относительно низкой стоимости и легкости ТО и Р вертолет удачно подходит для китайского рынка.

Читайте также  США модернизируют президентские вертолеты

Другой мировой лидер AgustaWestland, разрабатывающий трансмиссию для нового китайского вертолета в классе 6000 кг, подписал с Jiangxi Change Aviation Ind. соглашение по созданию совместного предприятия, которое будет осуществлять маркетинг, производство, продажу и техническое обеспечение вертолетов А109 Power. По замыслу, кооперация позволит насытить китайский рынок двухдвигательными легкими гражданскими вертолетами и вертолетами для правоохраны и скорой медицинской помощи.

Главный поставщик вертолетов для Пентагона тоже строит долгосрочные планы в КНР. Sikorsky Aircraft и AVIC II объявили о подписании меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в разработке и производстве гражданских вертолетов. В сфере обсуждения — вопросы производства, сборки, летных испытаний, проектирования, анализа и новых разработок в легком, промежуточном и среднем классах вертолетов. Changhe Aircraft Industry Corp. станет вторым поставщиком планеров для вертолетов марки S-76. Плюс элементы планера для S-92 и сделка на выпуск Schweizer 300/330 (Shanghai Sikorsky Aircraft Comp.) (здесь точка нужна или менять окончания в начале предложения?) Sikorsky рассчитывает на взаимодействие в области послепродажного сервисного обслуживания и учебно-тренировочной подготовки пилотов для китайского рынка. Кстати, кроме планеров S-76 AVIC II строит планеры Bell430 (Hafei).

Далеко не лидер вертолетостроения Hiller Aircraft Corp., выпускающий семейство легких многоцелевых вертолетов UH-12, организует завод в Zhangjakou (провинция Hebei), который начинает работать в 2008 году (первая партия — 5 вертолетов). В течение 3-5 лет завод способен выйти на уровень до 500 вертолетов в год. Hogdu MD Helicopter собирает модели вертолетов MD500 и MD600, а Wuhan Helicopter Industry – Enstrom F-28, 280 и 480. Двигателестроительная компания Turbomeca подписала с Beijing Changkong Machinery (входит в AVIC II) контракт по созданию первого совместного предприятия, которое будет собирать и испытывать гидромеханические агрегаты турбовальных двигателей. Это серьезный шаг в продвижении вертолетного бизнеса Turbomeca в Китае, где каждый второй вертолет оснащен двигателями Turbomeca или двигателями, изготовленными по ее лицензии (на сегодня в Китае эксплуатируются около 500 двигателей Turbomeca). Совместные узы связывают компании с 1980-х (лицензионное производство двигателей Arriel 1). В 2005 г. было подписано соглашение на поставку 200 двигателей Arriel 2C вместе с лицензией на частичное производство.

Что касается наших российских вертолетов, то Роствертол создал совместное с гонконгской Lectern Aviation предприятие по продвижению в КНР тяжелых Ми-26Т. Новая компания Rostvertol Helicopters China Ltd. уже разместила один Ми-26ТС (лесное хозяйство), ведутся переговоры по контракту (лизинг-закупка) еще на два Ми-26. В ближайших планах сертификация Ка32А1ВС и контракт на 4 машины. На днях российские СМИ заговорили, что в Китае может быть организована сборка Ми-171 (лицензионное производство на базе ремонтного завода в Чэнду). В этом году планируется собрать 20 вертолетов (один уже собран); проектная мощность создаваемого производства впечатляет: 100 вертолетов в год! Ничего удивительного. Скажи, что покупает Китай, я скажу, что он будет продавать! Сегодня Китай покупает: ЕС135 и ЕС155 (полиция), AS350B3 (воздушные работы), ЕС225 (ПСО), кстати, в настоящее время в Китае летает 21 «Супер Пума», AW A119 Koala и A109 Power (полиция), S-76C++ и S-92A (морская нефтедобыча). Контракт на 150 новых польских легких вертолетов PZL Swidnik – SW-4… Список невозможно закрыть, информационные агентства постоянно приносят все новые и новые сведения.

Читайте также  RUAG всерьез займется российскими вертолетами


Дао китайских вертолетчиков

Большинство гражданских вертолетов, эксплуатирующихся в Китае, приходится на нефтедобывающую отрасль. Крупнейшая китайская нефтяная компания СОНС (CITIC Offshore Helicopter Co. Ltd.), на которую приходится 80% рынка нефтяных компаний Китая (нет сказуемого). Вертолеты размещаются на пяти базах, расположенных вдоль всего восточного побережья Китая, и выполняют исключительно оффшорные перевозки. СОНС обслуживает крупные нефтяные компании (Shell, BP, Philips) и китайскую национальную оффшорную нефтяную корпорацию. Большинство платформ расположено на удалении 400 км от берега. Налет около 10 000 часов в год. Кроме транспортных перевозок, выполняет задачи поиска и спасения, VIP–перевозки и перевозки лоцманов в шанхайском порту. В последнее время появилась тенденция на увеличение использования вертолетов для выполнения задач ПСО. В этом секторе лидирует правительственная воздушная служба Гонконга, которая кроме ПСО выполняет широкий круг задач, включая оказание скорой медицинской помощи и медицинскую эвакуацию. (Во время шторма в южно-китайском море в сентябре 2002 г. один из вертолетов службы спас 23 человека.) Следом идет сектор воздушных работ.

По оценке российских специалистов, китайцы эксплуатируют вертолеты хорошо, щепетильно, летают много и дисциплинированно, не хулиганят. Сходная, близкая, хорошо знакомая система летной и технической эксплуатации. С использованием вертолетов проблем не существует. Напрашивается прямой вопрос: могут ли придти в Россию не только китайские вертолеты, но и китайские экипажи и специалисты? Ответ утвердительный — могут! Вполне могут. Есть знания, опыт, налет, дисциплина. Китайцы уверенно летают на вертолетах. Наглядный пример был продемонстрирован всему миру во время недавней операции по спасению россиян, спускавшихся по горной реке (прилетевший в КНР вертолет МЧС ВО105 остался стоять на земле, пока китайские вертолетчики вытаскивали наших ребят на наших же вертолетах). Симптомы более чем показательные.

Китайцы прогнозируют экспоненциальный рост китайского парка гражданских вертолетов. По данным AVIC II к 2026 г. в эксплуатации будет 2763 вертолета. По мнению экспертов Eurocopter, к 2015 г. Китаю потребуется не менее 300 вертолетов, которые будут выполнять задачи наблюдения, безопасности, медицинской помощи, срочной эвакуации, сбора телевизионных новостей, VIP-перевозок… Благодаря бурному росту китайской экономики спрос может достичь 1000! Однако, несмотря на чрезвычайно радужные перспективы, в 2006 г. было продано всего 11 гражданских машин, в основном полувоенных. Поэтому очень трудно оценить реальные размеры китайского вертолетного рынка и особенно темпы его роста. Тем не менее, в течение 10 лет ему может оказаться по силам нагнать сегодняшний вертолетный рынок США. Но для этого необходимо решить два вопроса: принять соответствующие законодательные нормы и подготовить пилотов.

Китайское вертолетное чудо способно изменить сложившийся баланс сил в вертолетной сфере. Это новый вектор развития, который уже приносит результаты и с которым нужно считаться. Также начинали после Второй мировой Германия и Япония. Но сегодня ускорение развития существенно выше. Китай может пройти этот путь гораздо быстрее. Новый вектор – это не только новое направление, но и новая скорость развития. Китай нашел свою формулу успеха, а нам еще предстоит ее отыскать. Нужно торопиться, если мы в течение 10-15 лет не сумеем найти свой вектор развития, то будем летать на китайских вертолетах с китайскими экипажами!

Источник: Вертолетная индустрия