Ежегодное вертолетное роудшоу Международной вертолетной ассоциации (HAI), которое 5 марта стартовало в Орландо (Флорила, США), с каждым разом все ближе к своему номинальному международно-глобальному статусу. Еще лет десять назад, несмотря на свои размеры и титул International, выставка Heli-Expo была лишь отражением состояния американского вертолетного рынка, его потребностей и устремлений – региональное и даже провинциальное отраслевое событие по существу.
Нельзя сказать, что теперь американцы переменились и побороли свой аутизм, для большинства местных компаний отрасли Heli-Expo – старая добрая вертолетная ярмарка, но в мировом вертолетном атласе появились десятки новых страниц, отчего у производителей и поставщиков голова пошла кругом. Глобализация нанесла американской вертолетной гегемонии ответный удар в виде впечатляющего усиления европейских производителей и формирующегося прямо сейчас нового экономического пространства для мировой вертолетной отрасли – в Индии, Китае, Бразилии и других странах.
Конечно, сегодня вертолетное сообщество, с одной стороны, думает об элементарном выживании и пытается различить признаки отраслевого роста, с другой – рисует бурные футуристические картинки. С начала кризиса в плане прогнозов и ожиданий только прибавилось неопределенности и горячности. Вероятно, и все Heli-Expo 2011 будет выстроено на подобных крайностях, на контрасте понижающих и повышающих ожиданий.
Вертолетостроение – гражданское и военное – одна из последних отраслей американской экономики, сохранившая основные производственные мощности в национальных границах, а также черты технологического лидерства. Чего не скажешь, к примеру, о продукции хай-тека и автомобилестроении – первая не производится в США, второе уже не является лидерским. К тому же, у вертолетной отрасли в США особые позиции и значение в деловой и общественной жизни – в ней по-прежнему важную роль играет частная инициатива, она остается полем реализации для предприимчивых инженеров, пилотов и других авиационных специалистов. В этом секрет ее жизнеспособности. Однако зоны притяжения для мирового производства и продаж скоро могут оказаться далеко от границ мирового вертолетного лидера. Неудивительно, что теперь выставочная площадка HAI принимает мировые премьеры, ориентированные не столько на американских, сколько на мировых потребителей. Экспертная и репрезентативная репутации американского салона сохранят свое значение и в будущем. Где и показывать рыночные новинки, как ни здесь, и откуда стартовать на мировой рынок, как ни с площадки Heli-Expo.
Российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России», входящий в Объединенную промышленную корпорацию «Оборонпром», представил на авиационной выставке HELI-EXPO 2011 (стенд 628) в Орландо, штат Флорида, потенциально наиболее интересные для североамериканского рынка модели: средний многофункциональный вертолёт типа Ми-8/17 и средний вертолёт соосной схемы расположения несущих винтов Ка-32А11ВС, а также отличающийся особой маневренностью легкий вертолёт Ми-34С1 и многоцелевой вертолёт, предназначенный для проведения специальных операций, в том числе для полетов в разреженной атмосфере высокогорья, Ка-226Т.
«Холдинг «Вертолёты России» продолжает развивать существующие отношения с партнерами в Северной и Южной Америке и также заинтересован в установлении новых контактов. Мы второй раз участвуем в выставке HELI-EXPO и наблюдаем растущий интерес к вертолётам российского производства как со стороны традиционных операторов нашей техники из стран Латинской Америки, так и со стороны североамериканских коммерческих компаний и частных лиц», — заявил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Дмитрий Петров.
Компания AgustaWestland представил на выставке Heli-Expo новинку – модель AW169. На презентации генеральный директор компании-производителя Джузеппе Орси (Giuseppe Orsi) объяснил, что международная выставка, где представлено столько смелых идей и новинок, лучшее место для демонстрации достоинств нового вертолета. Среди новшеств – новое цифровое оснащение салона, обновленные системы контроля и управления, спутниковая навигация и многое другое.
Джузеппе Орси так же отметил, что заключительную стадию сертификации новый вертолет AW 169 пройдет в 2014 году. В последующие 20 лет производитель планирует поставить на рынок 1000 вертолетов этой модели.
"Реакция на наш вертолет была весьма положительной. Интерес превзашел все наши ожидания", сказал генеральный директор Джузеппе Орси, беседуя с журналистами на пресс-конференции компании.
На пресс-конференции производителей вертолетной техники генеральный директор компании Eurocopter Лутц Бертлинг заявил, что, несмотря на неблагоприятные финансовые условия прошедшего года, компания подтвердила свои лидирующие позиции в гражданском и военном секторе. Выручка Eurocopter составила 6,7 млрд Евро, что на 6% больше, чем годом ранее. Лутц Берлинг так же отметил, что в данный момент вертолетостроители работают над развитием своего присутствия на рынке Азии. На выставке Heli-Expo 2011 Eurocopter представила на своей экспозиции вертолет EC 350 B3 c более мощным двигателем Turbomecca 2D и полностью автономной системой управления. Сертификация модифицированного вертолета запланирована на июнь 2011 года, а первые поставки уже на следующий месяц. В рамках развития программы тяжелого вертолета EC 175, который будет строиться на заводе в Китае (совместно с компанией Aviacopter ) Лутц Берлинг отметил, что работа по сертификации EC 175 идет полностью по графику и первые поставки ожидаются уже в 2012 году.
«Наши преимущества в будущем должны быть обеспечены за счет инвестиций в разработку новых моделей и производственных мощностей наряду с экспансией на другие рынки и улучшением качества обслуживания».- добавил Л. Берлинг.
Вертолетостроительная фирма MD Helicopters на выставке Heli-Expo 2011 отметила, что на данный момент ведется активная работа по сотрудничеству компанией Boeing по разработке легкого вертолета — разведчика AH 6. Руководитель компании MD Helicopter Линн Тилтон отметили, что сейчас находиться в стадии реализации крупный заказ на поставку 75 вертолетов MD 902 для 6 стран Ближнего Востока.
Корпорация Sikorsky Aircraft объявила, что запланировала поставки пяти Sikorsky S-76C во второй половине 2011 года в соответствии с договором, подписанным в декабре прошлого года с компанией Milestone, ориентированной исключительно на предоставление аренды вертолетов. Sikorsky S-76 по праву считается одним из лучших гражданских вертолетов. Начиная с 1979 года Sikorsky произвел более 725 вертолетов модели S-76, которые налетали в общей сложности больше 5,1 млн ч в 59 странах мира. И это еще не предел, ведь для столь удачной машины начало четвертого десятка если уже не рассвет, то точно разгар зрелого полдня. — отметили руководители Sikorsky Aircraft.
«Русский час» на выставке Heli-Expo – это, уже ставшая традиционной, развернутая пресс-конференция руководителей российской вертолетной индустрии с аккредитованными на выставке журналистами. Собственно, это главное место и время в году, когда западные специализированные издания могут напрямую пообщаться с ключевыми русскими ньюсмейкерами и услышать из первых уст о деятельности, достижениях и планах компаний вертолетной отрасли России.
Сегодня у россиян на повестке – перспективная товарная экспортная линейка, которую ОАО «Вертолеты России» представили на своем стенде. Это Ми-34С1, Ка-32А11ВС и Ми-171, которые представляют интерес для американского рынка. Вторая позиция: новые возможности по послепродажному обслуживанию и формирование глобальной сети обслуживания российской техники, исходя из концепции продажи жизненного цикла вертолета.
Однако главная тема, заявленная на «русском часе» Heli-Expo 2011, – начало сотрудничества российского вертолетного сообщества в лице Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) с международной рабочей группой по безопасности полетов вертолетов (IHST), авторитетным профобъединением, продвигающим новые принципы безопасности полетов, которое было создано совместными усилиями ряда общественных вертолетных организаций, включая HAI, представителями ведущих операторов и производителей, а также чиновниками FAA, EASA и других национальных и международных учреждений.
Подобная медийная работа по зарубежью, вкупе с реальным восстановлением российской отрасли, за какие-то пару лет поменяли отношение западных СМИ к российской технике и предприятиям индустрии со скептического на весьма доброжелательное, близкого к долгожданному признанию, что немало поразило видавших виды российских наблюдателей.
Владимир Орлов, Илона Зиновьева
Источник: Ассоциация Вертолетной Индустрии