Окно возможностей: между ростом и выживанием

На минувшей неделе — сразу две вертолетных сенсации. Первая будет любопытна российским скептикам, не верящим в саму возможность китайского технологического проекта в авиации. Вертолетное подразделение китайская корпорация AVIC примет участие в тендере Морской пехоты США на замену парка президентских вертолетов авиаэскадрильи HMX-1 Hight Hawks. В качестве конркурсанта предложен AC313, созданный на основе французского среднетяжелого вертолета Super Frelon. AC313 вряд ли на что-то может претендовать по своим ЛТХ, но для представителей Avicopter общение с таким заказчиком станет ценным опытом.

Уже прозвучало мнение из US Aerospace о возможности закупки китайской техники в США с целью налаживания отношений с Пекином. Тут дело даже ни в том, что китайская вертолетная промышленность — это реальность и продукция AVIC может потеснить российскую технику в странах Третьего мира, о чем переживают наши наблюдатели, не говоря уже о более значимых импортерах. Китай приступил к качественному освоению статуса державы №1 не только по валовым показателям, но и через развитие хай-тековских отраслей, причем, с привычным для них масштабом. И потом уже будет не важно, сколько вертолетов мы продаем Венесуэле.

Вторая новость — об отмене результатов конкурса SAR-H в Великобритании. Начало прошлого года, когда конкурс выиграл консорциум Soteria с модифицированным вертолетом S-92, было слезным для британцев.

"У нас больше нет собственной индустрии", — сокрушались вертолетные обозреватели.

В финале тогда вообще не оказалось вертолетов, производимых в Британии, — EH101 выбыл из борьбы и Sikorsky соревновался с Eurocopter, предложившим EC225.

Результаты были отменены из-за нарушений, заметим, что и AirKnight, и Soteria — ни какие-то чужеродные объединения, они имеют в своем составе влиятельные британские профильные компании, вместе с тем, пока не ясно появится ли у британских вертолетных предприятий возможность побороться за заказы и рабочие места, ведь первый конкурс показал, что их лобби серьезно уступает влиянию Sikorsky Aircraft и Eurocopter. Правда, теперь у них такой шанс появился.

Читайте также  Крупнейшие выставки бизнес-авиации - 2008

Владимир Орлов

Источник: Ассоциация вертолетной индустрии