AgustaWestland раздухарилась

Hесмотря на финансовые и юридические проблемы, с которыми недавно столкнулась итальянская компания Finmeccanica, ее дочернее подразделение — итало-британский вертолетостроительный концерн AgustaWestland — активно продолжает разработку и испытания сразу трех новых винтокрылых машин.

Двухдвигательный вертолет AW189 взлетной массой 8 т сейчас проходит сертификационные летные испытания. Продолжаются и заводские летные испытания двухмоторного AW169 взлетной массой 4,5 т, а также гражданского конвертоплана AW609. Программа создания последнего сейчас находится под полным контролем компании AgustaWestland, которая в 2011 г. выкупила долю Bell Helicopter в этой разработке. Кроме того, AgustaWestland начала работы по созданию 2,5-тонного легкого вертолета совместно с "Вертолетами России".

Компания возлагает большие надежды на успех AW169 и AW189 на гражданском рынке, который с энтузиазмом принял обе эти модели. Они представляют собой дальнейшее развитие чрезвычайно удачного среднего двухмоторного вертолета AW139, который, по словам топ-менеджмента, озолотил производителя.

AW189, ставший гражданской версией военного многоцелевого вертолета AW149, пользуется большим спросом у потенциальных заказчиков благодаря большому конструкционному сходству с AW139. Машина предназначена для нефтегазового сектора и поисково-спасательных работ. В первом случае вертолет способен перевозить 16 пасс. на дальность 260 км, хотя преду­смотрена и возможность установки 18 пассажирских кресел — в этом случае дальность снижается до 200 км. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей General Electric CT7-2E1 и вспомогательной силовой установки Microturbo e-APU60, которая может обеспечивать бортовые системы электричеством на протяжении всего полета, таким образом снимая нагрузку на маршевые двигатели и увеличивая их располагаемую мощность. AW189 — первый вертолет, на котором будет применена эта ВСУ.

Сейчас в программе испытаний задействовано шесть летных образцов AW189/149. Получение сертификата типа намечено на 2013 г. Всего прототипы налетали уже 1000 ч — в основном в Италии, но также в Великобритании и США. Североамериканская часть программы, начатая в прошлом июле, включает испытания в жаркую и холодную погоду, а также определение характеристик в режиме висения и испытание пилотажных характеристик.

Читайте также  Серьезные игроки рынка не обходят вниманием "российский EBACE"

Если процесс сертификации не выбьется из графика, продукт AgustaWestland первым займет нишу вертолетной техники между средним и тяжелым классами, до появления в ней моделей-конкурентов — Eurocopter EC175 и Bell 525. Ранее предполагалось, что первым сертификат успеет получить EC175, но из-за проблем с новым комплексом БРЭО Helionix сроки сертификации этой машины сдвинулись на сентябрь. У AgustaWestland имеются заказы на 60 AW189. Производство будет развернуто в Верджате неподалеку от Милана.

В 2014 г. ожидается сертификация модели AW169, о программе создания которой было официально объявлено на выставке в Фарнборо в 2010 г. Сейчас в программе испытаний принимают участие четыре летных образца. В размерном ряду AgustaWestland AW169 займет пустующее сейчас место между AW109 и AW139. Он составит конкуренцию вертолетам Eurocopter AS365 Dauphin, Sikorsky S-76 и Bell 412. Менеджмент AgustaWestland уверен в том, что эта модель будет пользоваться спросом у клиентов, которые хотят перейти на более крупные вертолеты, чем те, которые они эксплуатируют сейчас.

На AW169 установлены двигатели Pratt & Whitney Canada PW210 — такие же, что ставятся на S-76D и будут использоваться на Eurocopter X4, который должен прийти на смену модели AS365 Dauphin. Отличительными особенностями AW169 являются сенсорные экраны дисплеев, а также возможность работы двигателей в режиме ВСУ, при котором запускается только газогенератор в качестве источника наземного питания.

Сертифицированный AW169 присоединится к семейству AW, как его называет сам производитель. В это семейство также входят модели AW139 и AW189. У них сходные конструктивные особенности, компоновка кабины экипажа и процедуры техобслуживания. Таким образом, заказчики, эксплуатирующие все три модели, смогут сэкономить на ТОиР и обу­чении персонала. AgustaWestland рассчитывает и на военный рынок для этого семейства. AW169 участвует в конкурсе сухопутных войск США на разработку разведывательно-ударного вертолета, но может также найти применение в качестве легкой многоцелевой машины или вертолета морского базирования, подобно модели Eurocopter AS565 Panther. Сейчас на AW169 имеется в общей сложности 70 заказов.

Читайте также  Eclipse не сдается

Больше всего хлопот у AgustaWestland с программой разработки гражданского конвертоплана AW609, сертификация которого должна состояться в 2016 г. Сейчас в летных испытаниях принимают участие два опытных образца; к ним должны присоединиться еще два; первый полет прототипа AC3 намечен на текущий год, а прототипа AC4 — на следующий. Летные испытания проводятся в Италии и в Техасе. Только за последние 12 месяцев два прототипа вместе налетали 750 ч, включая полеты по программе расширения эксплуатационного диапазона. В данный момент испытания сосредоточены на определении характеристик укороченного взлета и посадки с целью увеличить максимальную взлетную массу аппарата.

AgustaWestland также модернизирует успевшую устареть авионику AW609. Компания работает совместно с Rockwell Collins по установке на аппарат комплекса БРЭО Pro Line Fusion. Несмотря на значительные задержки в программе разработки компания утверждает, что у нее все еще имеется около 70 заказов на конвертоплан.

Тони Осборн, AVIATION WEEK

Источник: АТО