Вертолеты Sikorsky

Ускорение на взлете

Hе менее пяти новых вертолетов среднего и промежуточного классов были продемонстрированы на статической экспозиции, а также выполнили полеты на международном авиасалоне в Фарнборо. Там же изготовители вертолетной техники заявили о благоприятной тенденции восстановления рынка гражданских вертолетов, не последнюю роль в котором сыграли глобальные продажи вертолетов эксплуатантам, обеспечивающим работу морских платформ и производств.

В следующие пять лет в классе двухдвигательных вертолетов массой 4000–8000 кг (8800–17600 фунтов), совершенно очевидно, ожидается значительное возрастание продаж. Нужно отметить, что выздоровление рынка и новый этап заметны не только в сегменте вертолетов среднего класса: компании AgustaWestland и "Вертолеты России" подписали предварительное соглашение о разработке и дальнейшем производстве однодвигательного вертолета массой 2500 кг.

В рамках авиасалона в небо поднялись первые прототипы и AW169 (4000 кг), и AW189 (8000 кг), составив неплохую компанию лидеру продаж этой компании AW139 (6800 кг); компания Eurocopter там же продемонстрировала свой EC175 (7000 кг). Компания Bell представила на выставочном стенде полноразмерный макет Bell-525 массой 8200 кг — самый большой вертолет из когда-либо произведенных компанией. Холдинг "Вертолеты России", в свою очередь, продемонстрировал вертолет Ка-62 — стратегический продукт, который может занять достойное место на рынке продаж.

"Объем заказов в I квартале возрастает с каждым годом на 21%, — отмечает гендиректор AgustaWestland Бруно Спаньолини. — Лидерство среди заказов удерживают вертолеты AW169, AW139 и AW189". (Компания предлагает заказчикам также их военные модификации.) "Рынок военных машин сокращается, и наша стратегия заключается в том, чтобы выпускать вертолеты двойного применения, которые в случае необходимости могут быть доработаны для военных целей с гораздо меньшими затратами", — продолжает Спаньолини. Наряду с шестью новыми модификациями, которые предполагается запустить в серию в 2016 г., в планах корпорации также сертификация в 2013 г. 16–18-местного AW189 и в 2014 г. 8–10-местного AW169. "Мы впервые разработали семейство из нескольких машин с единой конструкцией, три модели одного поколения с общей конструктивной конфигурацией", — говорит Роберто Гавалья, старший вице-президент по маркетингу.

Читайте также  Eclipse 550 дебютирует на NBAA

На разработку нового легкого вертолета в рамках совместного проекта (участие 50:50) с холдингом "Вертолеты России" никаких ограничений по срокам не налагается. "Мы предполагаем, что разработка пойдет достаточно быстрыми темпами", — замечает Спаньолини. Предполагается, что новый вертолет будет иметь массу менее 2500 кг, что меньше массы AW119, занимающего сейчас стабильное первое место по количеству заказов в сегменте легких однодвигательных вертолетов. Конечную сборку вертолета берет на себя совместное предприятие HeliVert, открытое в России изначально как сборочное производство AW139.

Вертолет

Вес

брутто,

фунты

Пассаж.

Крейсер.

скорость,

узлы

Двигатели

Запуск в

эксплуа-

тацию

AgustaWestland AW169

9920

8–10

>140

2 x PW&C PW210A

2014 г.

AgustaWestland AW189

17640

16–18

>145

2 x GE CT7-2E1

2013 г.

Bell-525

<18000

16

>140

2 x GE CT7-2F1

2015 г.

Eurocopter EC175

15450

16

155

2 x PW&C PT6C-67E

2012 г.

Ka-62

14330

9–13

>155

2 x TM Ardiden 3G

2015 г.

Sikorsky S-76D

11700

12

155

2 x PW&C PW210S

2012 г.

Что касается компании Bell, то новая модификация Bell-525 суперсреднего класса становится для предприятия стратегической с точки зрения развития бизнеса и роста коммерческих продаж, объем которых значительно увеличился в текущем году. По словам гендиректора Джона Гаррисона, спрос со стороны заказчиков нацеливает предприятие на то, чтобы занять лидирующие позиции на рынке. "Мы смотрим на 5–20 лет вперед — оцениваем потребности, которые возникнут в ближайшем будущем, а также современные негативные тенденции, чтобы понять, где возник разрыв между спросом и предложением, и приходим к выводу, что он более всего заметен именно в сверхсреднем классе. Наша модификация Bell-525 не может быть отнесена ни к среднему классу, где нет недостатка в предложениях, ни к сектору тяжелых машин. Изготовители всех классов вертолетов стремятся к увеличению их дальности и полезной загрузки, что в конечном счете приводит к увеличению массы самих машин, — продолжает Гаррисон. — Объем предложений в среднем классе растет и смещается в те сегменты, где ощущается дефицит".

Bell-525 — вертолет с электродистанционным управлением на базе технологии fly-by-wire — по планам начнет летать в 2014 г. и будет сертифицирован в 2015 г. "Эта наша первая полностью электронная концепция", — отмечает Гаррисон. С целью создания базы для инженерной разработки и производства Bell-525 компания Bell будет более плотно работать со сторонними поставщиками. "Раньше мы старались ни от кого не зависеть", — замечает представитель Bell.

Читайте также  Рейсы регулярные, пассажирские...

Как показывает опыт компаний Eurocopter и Sikorsky, разработка нового вертолета среднего класса — не такая простая задача. Исчерпав все резервы времени по срокам разработки, Eurocopter отложил сертификацию вертолета EC175, при этом гендиректор Лутц Бертлинг особо подчеркивает, что на графике поставок сложившаяся ситуация не отразится: "Все основные испытания, включая тесты редуктора несущего винта и шасси, оценку диапазона эксплуатационных режимов и птицестойкости, завершены. Сейчас большей частью корпим над бумагами". В производственном графике компании предусмотрена поставка 10 EC175 в 2013 г. и 20 — в 2014 г.

По оценке Бертлинга, в текущем году не заставит себя ждать значительный рост доходов от продаж, обусловленный интенсивным спросом в секторе нефтегазопереработки. По сравнению с 2011 г. объем заказов за первую половину 2012 г. увеличился в два раза. "Рынок возвращается на докризисные позиции", — утверждает глава Eurocopter. Однако по регионам мира спрос неравномерен. Западная Европа все еще слаба, аналогичная ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где после "арабской весны" наблюдается ухудшение показателей. Восточноевропейский и азиатский рынки набирают обороты, а что касается рынка США, то, по словам Бертлинга, во второй половине года объем продаж в его пределах значительно возрастет.

По оценке компании Sikorsky, спрос в нефтегазовом секторе обусловил возрастание продаж тяжелого 19-местного S-92A; в то же время сертификация доработанной 12–13-местной модификации S-76D была отложена на три месяца после обнаружения трещин крепежных узлов двигателя. Теперь, уже с опозданием, сертификация начнется в октябре. Вертолет оснащен панелью контроля хода полета, системой активного контроля вибрации, противообледенительной системой несущего и хвостового винтов, имеющих композитные лопасти, и более мощными турбовальными двигателями PW210S производства Pratt & Whitney Canada.

Читайте также  Экспансия вертолетов Sikorsky

"Мы надеялись, что сертификация будет закончена, мы не ожидали, что установка PW210S окажется для нас проблемой, поскольку у нас есть богатый опыт оснащения S-76 другими двигателями. И это отбросило нас на три месяца назад", — говорит Мик Маурэр, недавно вступивший в должность президента Sikorsky. Нерасчетные нагрузки и вибрация привели к образованию трещин на крепежных узлах двигателя. Специалисты компании раньше уже сталкивались с отказами из-за образования трещин на крепежных узлах трансмиссии вертолета S-92, что повлекло за собой внесение изменений в стандарты конструирования.

"Возникшая ситуация стала нам хорошим уроком, и мы разработали новый инженерный стандарт, — продолжает Маурэр. — Но сходные крепежные узлы были разработаны еще до его введения. График разработки S-76 прежде уже менялся по техническим причинам, и трещины были обнаружены при проведении летных испытаний на надежность. Это был заключительный этап перед получением сертификата FAA. В самое ближайшее время летные испытания завершатся.

Имея перед глазами успешный опыт западных производителей вертолетов среднего класса, холдинг "Вертолеты России" запустил программу разработки 9–13-местного Ка-62, что потенциально позволит увеличить объемы продаж, прежде всего в России.

По словам директора по продажам Ирины Никулиной, Ка-62, оснащенный турбовальными двигателями Ardiden 3G производства Turbomeca, выполнит первый публичный полет в августе 2013 г. на международном авиасалоне МАКС в Москве. Сертификация и начало продаж запланированы на 2014 г. "Вертолетостроитель получил предварительные заказы от нескольких работающих в России компаний нефтегазового сектора", — говорит Никулина.

Ка-62 составит конкуренцию AW139 и S-76D, а также X-4 — модификации, которая призвана с 2017 г. заменить вертолеты среднего класса линейки Dauphin; в настоящее время этот проект корпорации Eurocopter находится в разработке. "Вертолеты России" заложили в стратегию преимущество в цене: по словам Ирины Никулиной, стоимость Ка-62 будет на 15–20% ниже, чем цены конкурентов.

Грэм УОРВИК, Йенс ФЛОТТАУ, Энди НЭТИВИ, AVIATION WEEK

Источник: АТО