SKYe SH09: новичок не перестает удивлять

После дебюта в США HeliExpo#11 (март) и в России на HeliRussia 2011 (май) новый легкий однодвигательный вертолет SKYe SH09 не перестает удивлять мировую вертолетную общественность. Швейцарская компания Marenco Swiss Helicopter заявляет, что располагает достаточными инвестициями (детали не раскрываются, общий объем: десятки миллионов евро) для финансирования завершения разработки и сертификации вертолета, которая ожидается в 2014 году. На следующий год состоится поставка первому заказчику. Планы производства — «наполеоновские»: до 80-100 вертолетов в год!

Первый полет запланирован на 2012 г. В настоящее время компания строит опытный прототип №1 (экспериментальный). Часть аэродинамических работ, включая продувки в аэродинамической трубе, пройдут в Южной Африке, где у фирмы работают 5 конструкторов. Опытные прототипы №2 и №3 будут использоваться для сертификации. Разработчики еще не решили, какой из сертификатов европейский (EASA) или американский (FAA) будет первым (есть разница в методиках и расходах). По мере готовности будет принято окончательное решение. Планы производства: в 2015 г. — 10 SH09, на следующий год — 30, 2017 г. — от 30 до 50. В 2018 г. темпы производства могут выйти на уровень до 80-100 вертолетов в год.

Большое значение имеет поддержка поставщиков. Здесь Marenco приходится соперничать с «грандами»:Eurocopter и AgustaWestland. И, тем не менее, в ходе Парижского авиашоу компания получила «сигналы» долгосрочной поддержки поставщиков. Почему? Швейцарцы не собирается выступать в роли покупателя небольших партий, они хотят стать частью производителей (в роли партнеров).

Двигатель. Хотя Honeywell был заявлен, как поставщик двигателя HTS900 в кл. 1000 л.с., «дверь» для других двигателестроителей не закрыта. Компания постоянно ищет лучший вариант, с точки зрения технических характеристик, поддержки заказчика и партнерских отношений.

Читайте также  Про американские вертолеты.

Авионика. Первоначально для поставки авионики выбор пал на Sagem, но заказчики могут оборудовать кабину, например, от Garmin. Пока оборудование Sagem рассматривается для профессионального использования, а Garmin —больше подходит для частных пилотов владельцев.

Планер. Поставщиком композиционного планера является ОСР, компания хорошо известна в мире формулы F1.

Несущий винт. Необычное большое для такого класса вертолета число лопастей (5 шт.), по мнению разработчиков, должно снизить уровень шума и вибраций, повысить маневренность и точность пилотирования.

Заявленная стоимость SH09 — 3 млн. долларов (для поставки в 2015 г.). Главные конкуренты: AS350B3, EC130 иAW119Ke.

Вертолет в кл. 2500 кг., вместимостью 5-8 пассажиров. Отличительные особенности: винт в кольце, плоский пол в кабине со сдвижными дверями. Крейсерская скорость полета 269 км/ч, максимальная дальность полета со стандартными топливными баками 796 км.

Внимание. После появления SH09 в эксплуатации компания собирается запустить новые программы. Удивительно, но в Marenco Swiss Helicopter работают всего около 50 чел. (кстати, в разработке Sikorsky Х2 было занято тоже около 50 чел.). Небольшая компания обладает уникальным потенциалом гибкости — ключом к успеху на современном вертолетном рынке.

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки Евгения Матвеева