Европейская вертолетная отрасль возлагает большие надежды на перспективную государственно-частную научно-исследовательскую программу «Чистое небо 2» (Clean Sky 2). Во втором «Чистом небе» предусмотрен не один, как в первой программе, а два летных прототипа скоростного вертолета – один от AgustaWestland, а второй сделает Airbus Helicopters (в прошлом Eurocopter).
Новую программу перспективных авиационных технологий планируется провести с 2014 по 2023 годы с бюджетом € 4,05 млрд. ($ 5,55 млрд.), причем Евросоюз профинансирует € 1,8 млрд., а остальную часть оплатит отрасль. Обоим производителям эта программа дает шанс идти в ногу с быстроразвивающейся вертолетной промышленностью США, которая планируют создать два подобных летных прототипа в рамках армейской программы Joint Multi Role (JMR).
В настоящее время продолжение оригинальной программы «Чистое небо» находится в стадии политического одобрения. Скоростные вертолеты планируется включить в подпрограмму интегрированного демонстрационного воздушного судна (integrated aircraft demonstrator program (IADP)), и для каждого из них поставить свои цели. Поняться в воздух демонстраторы должны до конца этого десятилетия.
AgustaWestland будет развивать дизайн своего нынешнего конвертоплана AW609, который был получен от бывшего партнера Bell Helicopter. Демонстратор нового поколения будет иметь также конфигурацию конвертоплана, в котором внешняя панель крыла поворачивается вместе с винтами, а внутреннее крыло остается фиксированным. Двигатели могут или оставаться в неподвижном положении, или поворачиваться вместе с винтами – это пока не решено. Такая конфигурация обещает повысить эффективность, как в самолетном режиме, так и в вертолетном: за счет большего удлинения крыла снизится лобовое сопротивление в крейсерском полете, а при висении минимизируется нагрузка от винтов на крыло. Компания Karem Aircraft использует аналогичный подход в своем конвертоплане для JMR, а Bell в своем проекте для программы армии США использует фиксированное положение двигателей и наклон винтов.
AgustaWestland рассчитывает получить на своем аппарате крейсерскую скорость, превышающую 300 узлов, что позволит аппарату с герметичной кабиной пролететь типичный маршрут поисково-спасательной или медицинской миссии в 250 морских миль за 1 час 45 минут. График разработки проекта предлагает принятие окончательного решения по конструкции конвертоплана в первой половине 2016 года, а первый полет демонстратора — в середине 2019 года. При этом достижение 6-го технологического уровня готовности (TRL 6 — полностью готовый аппарат, тестируемый в реальной обстановке) планируется сделать к концу 2022 года, а готовность к переходу к программе сертификации обеспечить к 2033 году.
Концепт Airbus Helicopters будет уже вторым демонстрационным скоростным вертолетом компании. Перспективный LifeRCraft станет более универсальным, но будет развивать идеологию гибридного X3. В соответствии с целями программы IADP этот вертолет должен сочетать крейсерскую скорость в 220 узлов с управляемостью на висении, как минимум не хуже, чем у обычного вертолета, при одновременном снижении уровня шума и выбросов.
LifeRCraft имеет ту же архитектуру, что и X3, с двумя (тянущими или толкающими) винтами на концах коротких крыльев, получающих мощность от главного редуктора несущего винта. Аналогичный винтокрыл компании Sikorsky для программы JMR имеет жесткий соосный несущий винт и один задний винт. В рамках программы «Clean Sky 2» Airbus Helicopters должен продемонстрировать свой аппарат, соответствующий TRL 6, в 2020 году.
По материалам Aviation Week