Любая региональная авиационная выставка – полезный опыт для организаторов аналогичных специализированных выставок по всему миру, тем более если этот регион – Ближний Восток. Не та его часть, где царит бедность и насилие, а напротив – часть благополучная, представленная странами нефтяного пояса. Конечно, на восточных бизнес-предпочтениях не может не сказываться местный колорит, выражающийся в количестве приобретаемых каждый год VIP-вертолетов и особенностях взаимодействия с деловыми партнерами. Это важно. Но нам интересно поведение на этом рынке ведущих игроков, их стратегии и достижения.
Надо сказать, что наблюдатели давно выяснили две основные успешные стратегии для Ближнего Востока, как на самом рынке, так и на его выставочном плацдарме, – их можно условно назвать «французской» и «советской». Французы (Eurocopter) активно используют дубайскую выставочную площадку (Dubai Airshow и Dubai Helishow) для укрепления связей с региональными операторами. Русские (ФГУП «Рособоронэкспорт») практикуют коммуникационную стратегию, которая подчас сводится к установлению тесных отношений с важными людьми. Видимо, американцы в эти стратегии не вписываются – они просто продают здесь очень много вертолетов.
Ближний Восток: стратегическое положение
Помимо процветающей экономики стран Персидского залива привлекательность этого региона обусловливается его идеальным географическим положением, образуя мост между Европой и Азией, он находится на пересечении международных транспортных путей. Стремясь сохранить за собой преимущества своего стратегического положения, страны Ближнего Востока инициировали проект по строительству международного аэропорта Dubai World Central в зоне беспошлинной торговли, Джебел Али. Этот монументальный проект – поистине город в городе – рассчитан на прием более чем 120 млн пассажиров в год. Чтобы справиться с объемом перевозок, в нем будет построено 6 взлетно-посадочных полос. Также планируется строительство 17 вертолетных площадок наряду с авиационным центром, где разместятся авиашколы, технические академии и центры технического обслуживания. Роскошь, которую демонстрирует Дубай, перенимается и другими странами. Вслед за строительством островов«Пальма» и «Мир» в Дубае Катар и Бахрейн построили остров «Жемчужина» и финансовый центр «Финансовая гавань Бахрейна». Все вышеперечисленные проекты, завершенные или нет, находятся в море, и вертолет представляется естественным средством передвижения между этими искусственными островами, что признается местными властями. Все острова искусственного архипелага оснащены вертолетными площадками. Расположенный в центре Дубая отель «Дворец Эмиратов» (Emirates Palace)использует для перевозок своих VIP-гостей вертолет EC 130. То же касается и отеля «Бурдж аль-Араб» (Burj Al Arab – «Арабская башня»), на крыше которого находится частная вертолетная площадка.
Многообещающие перспективы для производителей
Ближний Восток является одним из примеров современных растущих рынков. Главная тема – активность в военном секторе, где наблюдается рост количества тендерных торгов, направленных на модернизацию имеющихся вертолетов, что также актуально и для корпоративного сектора. Производители спешат занять свою нишу на рынке, и каждый стремится сделать свое уникальное предложение. В настоящее время повышенным спросом начали пользоваться транспортные средства, используемые полицией для оказания неотложной медицинской помощи. Eurocopter полагается на потенциал рынка и, как уже было сказано, укрепляет сотрудничество с его местными участниками. Не так давно компания Eurocopter заключила контракт на открытие центра технического обслуживания с авиакомпанией Falcon Aviation Service, специализирующейся на чартерных вертолетных перевозках и сопутствующих услугах в Объединенных Арабских Эмиратах и странах Персидского залива. В середине 2007 года этот оператор приобрел два новых вертолета EC 130 и два вертолета AS365N3. Другой важный клиент Eurocopter – авиакомпания Dubai Air Wing, которая также специализируется на VIP-перевозках. AgustaWestland и Bell используют тот же подход: они пристально наблюдают за ростом спроса на вертолеты, которые можно использовать как авиатакси или VIP-транспорт. После A109 ключевой моделью в этой области становится AW139, которая используется, например, компанией Abu Dhabi Aviation, наряду с прочими моделями для выполнения морских работ, поскольку Agusta, равно как и другие производители, понимает всю важность диверсификации. Производители, понимающие ожидания ближневосточных клиентов, не игнорируют ни военный сектор, ни сектора, связанные с производством морских и поисково-спасательных работ. И конечно, богатый Восток легко открывается для всего нового.
Выставочный плацдарм
С недавнего времени вертолеты стали экспонироваться в Дубае ежегодно. В ноябре 2008 года состоялась третья по счету выставка вертолетной промышленности Helishow под патронажем Его Высочества шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума. Наряду с выставкой Helishow, проводящейся по четным годам, по нечетным проводится гораздо более масштабная авиационная экспозиция – Dubai Airshow, где также участвуют ведущие вертолетные компании. Соответственно и вертолетная тема на этих форумах звучит по-разному. Airshow – это масштабная коммерческая встреча, на которой заключается большинство региональных контрактов на покупку и обслуживание авиационной, в том числе и вертолетной, техники. Выставка Helishow сосредоточена на потребностях ближневосточных эксплуатантов вертолетной техники – обслуживании, подготовке кадров, запусках совместных бизнес-проектов и освоении новых видов применения вертолетов.
Выставка Dubai Helishow 2008 была посвящена воздушной скорой помощи, средствам аварийно-спасательной эвакуации и другим медицинским транспортным услугам и связанным с ними оборудованием. Среди событий Dubai Helishow 2008 – подписание трехлетнего контракта между Emirates-CAE Flight Training и Caverton Offshore Support Group, эксклюзивным центром подготовки пилотирования Bell 412; соглашение между Falcon Aviation Services и Sikorsky Aircraft Company по организации центра обслуживания вертолетов S-76, первого подобного центра на Ближнем Востоке. Не менее важным событием стало учреждение Вертолетной ассоциации Ближнего Востока (Middle East Helicopter Association – MEHA). MEHA будет решать проблемы авиационной безопасности, способствовать развитию вертодромов, а также операционной эффективности и экономической целесообразности вертолетов в этом регионе.
Новым применением для вертолетов оказалось воздушное такси и реклама. Эти услуги недавно попали в устав компаний в ОАЭ, которые традиционно служили нефтяной и газовой промышленности. После возведения аэропорта Dubai World Central объем вертолетных пассажирских перевозок вряд ли уступит трафику Международного аэропорта имени Кеннеди. Что уж говорить об использовании здесь рекламных скай-баннеров, если в Дубае есть обыкновение тратить на наружную рекламу интернет-сайтов до $1 млн в год.
Под лавиной контрактов
Сейчас в странах Арабского региона функционируют 650 гражданских и военных вертолетов производства компании Eurocopter. Ежегодный объем поставок в страны Арабского региона составляет 25–30 аппаратов. Авиационная выставка помогла европейскому производителю пробиться к региональным операторам. Компания Sikorskyосуществила продажу уже более 60 аппаратов своего производства в четырех странах региона на сумму более $2 млрд. Среди поставок – 8 вертолетов Black Hawks UH-60L для войск специального назначения Иордании и 10 Black Hawks S-70 – для ВС Саудовской Аравии. Помимо 16 S-92, 15 S-76 Саудовская Аравия купила 9 Schweizer 434 для учебных целей. Что касается компании AgustaWestland, сумма ее контракта на поставку 10 вертолетов AW139 катарской компании Gulf Helicopters составила $130 млрд. Компания Bell по-прежнему отдает предпочтение рынку военной продукции. Авиационная выставка помогла ей отстоять свои позиции на рынке для V22 Osprey. Что же касается Bell 412 – его репутация не требует доказательств. Бахрейн решил приобрести 6 вертолетов Bell 412 версии SAR, которые в основном используются в военных целях и для охраны границы. Данный контракт способен принести прибыль в размере $160 млн.
Лавина контрактов подтверждает живой интерес производителей к региону, а также указывает на важность развития коммуникационной стратегии – область, в которой лидируют российские производители.
ФГУП «Рособоронэкспорт» – официальный экспортер российской военной техники, обычно представляет военную продукцию, включая атакующие средства вертолетов Ми-35 и Ми-35П. Казанский вертолетный завод, вразрез с этой традицией, устроил для ближневосточных потребителей презентацию вертолета «Ансат», чье серийное производство начнется с 2009 года. Несмотря на очевидное превосходство рынка военной продукции, в течение последних десяти лет на рынке гражданской авиации наблюдается заметное оживление. «В чем причина?» – интересуются русские. Ответ очевиден: урбанизация, высотное строительство, развитие воздушного транспорта. Ближний Восток использует свои финансовые средства для развития инфраструктуры.
Наряду со звучными брендами «Эрме», «Версаче» здесь, на Востоке, и в новом вертолете Сикорского или Eurocopter в первую очередь оценят неповторимый дизайн. Поэтому не стоит удивляться, когда слышишь о заказе на 9 вертолетов BA609, специально созданных Bell для ОАЭ. Они могут использоваться для морских работ или VIP-перевозок. Естественно, что Bell здесь очень рассчитывает на расширение рынка сбыта вертолета Bell 429. Все, чей бизнес связан с вертолетами, понимают, что сейчас необходимо приложить все усилия, чтобы воспользоваться теми возможностями, которые предлагает стремительно растущий рынок, где каждый строит планы на 2010–2015 годы.
Последняя выставка Dubai Airshow 2007 походила на настоящий восточный вертолетный базар: контракты на поставку военных и гражданских вертолетов, подписанные в рамках международной выставки авиационной техники, заставили говорить об «арабской очереди» за вертолетами. Объединенные Арабские Эмираты, а также Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия и Иордания приобретают стратегическое значение для ведущих вертолетных компаний. Идет жесткая конкурентная борьба между производителями, стремящимися отхватить свой кусок ближневосточного пирога. Ближний Восток представляется шахматной доской, на которой производители расставляют свои фигуры перед решающей схваткой. Вопрос только в одном: насколько эту «очередь» способен укоротить наступивший финансовый кризис? Это станет понятно, как минимум, на ближайшей выставке Dubai Airshow 2009.
Источник: Ассоциация Вертолетной Индустрии