Sikorsky S-76 глазами эксплуатантов

Джордж ЛАРСОН
В тот день, когда компания Sikorsky впервые представила S-76 на одной из отраслевых выставок, Боб Саггс, учредитель фирмы Petroleum Helicopters, громогласно заявил о намерении заказать сотню новых машин для своей компании. Саггс, скорее всего, был вдохновлен резким ростом нефтедобычи в прибрежной зоне в уже забытый ныне период нефтяной лихорадки 1970-х, сопровождавшийся закономерным спросом на вертолетные работы. Всего через несколько лет Саудовская Аравия открыла краны своих беспредельных нефтяных ресурсов и шельфовые буровые станции были заброшены. Новый вертолет, изначально ориентированный на охотников за черным золотом, постепенно прописался в парках чартерных операторов и летных отделах крупных корпораций.

С тех пор шельфовая нефтедобыча приспособилась к постоянной смене кризисов и бумов и обрела некоторую стабильность, а S-76 прошел несколько стадий усовершенствования: от первоначальной модели А через смену двигателей на более мощные турбовальные и модернизацию приборного оборудования кабины к поставляемой по настоящее время модели С++. В первый полет в марте 1977 г. S-76 отправился с двумя двигателями Allison 250-C30B мощностью 420 л. с. каждый. Работы по модернизации привели к появлению версий А+ и А++ — на некоторые из них ставились двигатели Turbomeca Arriel. Растущие требования к мощности и надежности силовой установки вынудили производителя обратиться к Pratt & Whitney Canada. Двигателями PT6B-36A/B (981 л. с.) оснащалась модель S-76B. Для модели C Sikorsky остановился на Arriel, и на самую последнюю модификацию, C++, устанавливаются двигатели 2S2 этого производителя. Их мощность на взлетном режиме составляет 923 л. с. Двигатель Turbomeca оснащен двухканальным блоком электронного управления, контролирующим температуру и другие параметры на максимальной мощности, что снижает нагрузку на пилотов.

Читайте также  RUAG Aviation открывает крупный вертолетный техцентр