Швейцару — четверть века

Как только не переводят на русский название вертолетов Schweizer: и "Швейцер", и "Швайцер", и Швейцарец… Мне больше импонирует "Швейцар", не в роли "сторожа при парадных дверях (подъездах)", а "солдата в наемной страже французских королей", совсем как винтокрылый мушкетер.



Недавно компания Sikorsky Global Helicopters отметила 25-летие своего любимца — вертолета S-300С. Прежде чем пять лет назад (в 2004 г.) корпорация Sikorsky Aircraft приняла решение о расширении своего вертолетного бизнеса на сектор легких машин, Sikorsky Global Helicopters носила название Schweizer Aircraft Corp. В свою очередь, Schweizer выкупила лицензию на 300С у компании Hughes Aircraft и перевела производство из Калифорнии на свой завод Horseheads (шт. Нью-Йорк). Первый вертолет был поставлен полицейскому департаменту Балтимора 24 июня 1984 года. С тех пор построено более 2700 вертолетов (по 100 вертолетов в год). Впечатляющие результаты. Выше только у "Робби" (Robinson).

Четверть века — это много или мало? Для любой вертолетной программы, а тем более столь легкой — это серьезный возраст. Позади детские болезни, проверка на прочность, признание рынка, репутация безопасного транспортного средства. Одним словом, для "учебной парты" — это несомненный успех.

Несмотря на свой хрупкий внешний вид, за 25 лет "Швейцары" доказали свою высокую надежность и прочность. 300С-ые применялись в армии США и других стран для наблюдения и учебно-тренировочной подготовки. Коммерческие операторы использовали вертолеты для обучения, частных перевозок и даже в качестве основного средства передвижения на ранчо. Коммерческий вариант 300С появился в 1995 году. В 2002 году 300С сменил 300CBi (с инжектором). Компания не почивала на лаврах, а постоянно стремилась к совершенству и расширяла линейку. В начале нового столетия S-300C, S-300CBi, S-333 и S-434 столь уверенно накрыли поле легких вертолетов, что даже такая успешная компания, как Sikorsky, тесно взаимодействующая с министерством обороны, прониклась уверенностью, что с помощью семейства "S" сумеет расширить свою долю не только на рынке пилотируемых легких машин, но и беспилотных. В свои двадцать пять программа в самом расцвете сил и возможностей, а с таким буксиром, как Sikorsky, для нее нет ни границ, ни непреодолимых препятствий.

Читайте также  Вертолеты на смену региональным самолетам и скоростным поездам

Ясно, что "Швейцары" не могли пролететь мимо России, тем более что таких легких винкторылов у нас вообще не было, как класса. Когда в начале 1990-х ввезли первые машины, в своем стремлении продвижения дилеры готовы были на что угодно: "чай, кофе, полетаем"?! Даже известного телевизионного ведущего и авиационного фаната Леонида Якубовича посадили в кабину и возили по кругу в Мячково. Однако по разным причинам "Швейцары" не прижились в России. Внешний вид "малыша" оказался обманчив. Это не игрушка, а настоящий вертолет. Итог первого вояжа 300С в Россию оказался плачевным. Новые русские переломали все вертолеты, а остатки перевезли на Украину. Но история русских "Швейцаров", на мой взгляд, не закончена, вполне вероятно, что после открытия воздушного пространства и подъема на рынке вертолетных услуг, возможно второе пришествие простого, прочного и надежного легкого вертолета и одной из лучших учебно-тренировочных платформ начального обучения. Кстати, известная на весь мир летная академия Bristow в этом году прибавила к своему парку из 48 S-300CBi сразу шесть машин. В лучшие времена (в 1995 г.) парк насчитывал более 100 S-300CB и S-300CBi. Начиная с 1987 года, академия подготовила 2000 пилотов вертолетов, которые сегодня летают по всему миру. Когда для начального обучения используются 12-ти тонные машины с часовым расходом топлива, соизмеримым с взлетной массой целого вертолета (!), впору задуматься и повнимательнее присмотреться к "Швейцарам". А чем черт не шутит: "Пока, пока, покачивая", лопастями на втулках…

Источник: Евгений Матвеев // АвиаПорт.Ru