Швейцару — четверть века

Как только не переводят на русский название вертолетов Schweizer: и "Швейцер", и "Швайцер", и Швейцарец… Мне больше импонирует "Швейцар", не в роли "сторожа при парадных дверях (подъездах)", а "солдата в наемной страже французских королей", совсем как винтокрылый мушкетер.



Недавно компания Sikorsky Global Helicopters отметила 25-летие своего любимца — вертолета S-300С. Прежде чем пять лет назад (в 2004 г.) корпорация Sikorsky Aircraft приняла решение о расширении своего вертолетного бизнеса на сектор легких машин, Sikorsky Global Helicopters носила название Schweizer Aircraft Corp. В свою очередь, Schweizer выкупила лицензию на 300С у компании Hughes Aircraft и перевела производство из Калифорнии на свой завод Horseheads (шт. Нью-Йорк). Первый вертолет был поставлен полицейскому департаменту Балтимора 24 июня 1984 года. С тех пор построено более 2700 вертолетов (по 100 вертолетов в год). Впечатляющие результаты. Выше только у "Робби" (Robinson).

Четверть века — это много или мало? Для любой вертолетной программы, а тем более столь легкой — это серьезный возраст. Позади детские болезни, проверка на прочность, признание рынка, репутация безопасного транспортного средства. Одним словом, для "учебной парты" — это несомненный успех.

Несмотря на свой хрупкий внешний вид, за 25 лет "Швейцары" доказали свою высокую надежность и прочность. 300С-ые применялись в армии США и других стран для наблюдения и учебно-тренировочной подготовки. Коммерческие операторы использовали вертолеты для обучения, частных перевозок и даже в качестве основного средства передвижения на ранчо. Коммерческий вариант 300С появился в 1995 году. В 2002 году 300С сменил 300CBi (с инжектором). Компания не почивала на лаврах, а постоянно стремилась к совершенству и расширяла линейку. В начале нового столетия S-300C, S-300CBi, S-333 и S-434 столь уверенно накрыли поле легких вертолетов, что даже такая успешная компания, как Sikorsky, тесно взаимодействующая с министерством обороны, прониклась уверенностью, что с помощью семейства "S" сумеет расширить свою долю не только на рынке пилотируемых легких машин, но и беспилотных. В свои двадцать пять программа в самом расцвете сил и возможностей, а с таким буксиром, как Sikorsky, для нее нет ни границ, ни непреодолимых препятствий.

Читайте также  ВМС США оценили остановку программы президентского вертолета.

Ясно, что "Швейцары" не могли пролететь мимо России, тем более что таких легких винкторылов у нас вообще не было, как класса. Когда в начале 1990-х ввезли первые машины, в своем стремлении продвижения дилеры готовы были на что угодно: "чай, кофе, полетаем"?! Даже известного телевизионного ведущего и авиационного фаната Леонида Якубовича посадили в кабину и возили по кругу в Мячково. Однако по разным причинам "Швейцары" не прижились в России. Внешний вид "малыша" оказался обманчив. Это не игрушка, а настоящий вертолет. Итог первого вояжа 300С в Россию оказался плачевным. Новые русские переломали все вертолеты, а остатки перевезли на Украину. Но история русских "Швейцаров", на мой взгляд, не закончена, вполне вероятно, что после открытия воздушного пространства и подъема на рынке вертолетных услуг, возможно второе пришествие простого, прочного и надежного легкого вертолета и одной из лучших учебно-тренировочных платформ начального обучения. Кстати, известная на весь мир летная академия Bristow в этом году прибавила к своему парку из 48 S-300CBi сразу шесть машин. В лучшие времена (в 1995 г.) парк насчитывал более 100 S-300CB и S-300CBi. Начиная с 1987 года, академия подготовила 2000 пилотов вертолетов, которые сегодня летают по всему миру. Когда для начального обучения используются 12-ти тонные машины с часовым расходом топлива, соизмеримым с взлетной массой целого вертолета (!), впору задуматься и повнимательнее присмотреться к "Швейцарам". А чем черт не шутит: "Пока, пока, покачивая", лопастями на втулках…

Источник: Евгений Матвеев // АвиаПорт.Ru