Рождественский SALUT от Eurocopter

17 декабря 2010 запомнится как очередная громкая заявка на лидерство (демонстрация силы). Каждый раз, когда в небо впервые поднимается новая модель вертолета — это праздник. А тут впервые в небо поднялись сразу четыре вертолета: ЕС175, Tiger HAD, NH90 ТТН Франции и NH90 ТТН Испании (главное отличие — двигатели). Предрождественский "Салют" от Eurocopter!? Неслучайно в один день лидер мирового вертолетостроения поднял в воздух сразу четыре новых вертолета. Наивно полагать, что "Салют" рассчитан на зевак. Подобные акции готовятся заранее. Зачем и что европейский производитель решил продемонстрировать вертолетному миру? В чью сторону был направлен этот мощный залп? Попробуем, не поддаваясь внешним эффектам, заглянуть в суть происходящих процессов.

Демонстрация силы, как демонстрация. По существу, ничего неожиданного и сверх естественного не произошло. Подготовленная PR-акция, рассчитанная как заключительный аккорд года. "Первые" полеты Eurocopter уже давно превратил в хорошо отрежиссированные шоу, где все роли заранее расписаны. Такие шоу сопровождаются мощной рекламной компанией на страницах глянцевых журналов, на радио, телевидении и в интернете. Но обратите внимание, три вертолета из четырех — военные. Явный перекос. Если сюда добавить еще первый полет бразильского "Коугара" ЕС725 (20 декабря 2010 г.), становится понятно, в чью сторону был направлен "Салют". В сторону военных! Демонстрация военных вертолетов рассчитана на лакомый кусок военных бюджетов. Сегодня военные — главное спасение вертолетостроителей. Что касается, "рождения второй звезды" ЕС175, совместный с КНР проект дорогого вертолета в противовес AW139 — признание успехов AgustaWestland и что Китай может себе позволить "вертолеты для богатых".

Демонстрация силы — демонстрация проблем. Подбор участников свидетельствует, что Eurocopter испытывает серьезные трудности. Трудности, связанные с задержками программы NH90. усилением конкуренции со стороны Sikorsky (наглядный пример, схватка с Romeo в Австралии) и оглушительным отказом Саудовской Аравии от французских (и от российских тоже) вертолетов в поддержку американского вертолетостроения. Но проблемы лидера — проблемы всего мирового вертолетостроения. И главная проблема — финансы. В случае с Eurocopter — это еще и отражение непростой ситуации в Евросоюзе. Западноевропейские вертолеты оказались иррационально дорогими для ЕС (в Афганистане не только европейцы предпочитают использовать наши Ми-17). Вертолеты только для богатых не способны удовлетворить все потребности союза столь разных европейских экономик.

Читайте также  Цель – 100 бизнес-джетов

Демонстрация силы — демонстрация ослабления. Рождественский "Салют" высветил сокращение отрыва лидера. Бесспорное лидерство вдруг пошатнулось. В последнее время серьезно прибавила AgustaWestland. "Проснулись" американцы и вспомнили про свои вертолеты (принятие на вооружение легкого боевого вертолета ЕС645 оказалось слишком серьезным ударом по самолюбию янки). И наконец-то, мир вертолетов разглядел (!) преимущества российских машин (даже тон разговоров о "Ми" и "Ка" изменился). Усиление одних и ослабление других ведут к резкому обострению конкуренции. В этих условиях важно, как себя поведут "третьи страны". География вертолетостроения постоянно изменяется, и место на олимпе ни для кого не зарезервировано, в том числе и для нас.

Демонстрация силы — демонстрация спасения. Огни фейерверков быстро гаснут. "Салюты" заканчиваются так же внезапно, как и начинаются. Что дальше? Впереди выставка HeliExpo, где нас ждет очередное жесткое столкновение перспективных вертолетных технологий Америки и Европы. Кризис заставляет вертолетостроителей бороться за деньги, бороться за спасение (кстати, salut переводится с французского языка, как спасение). Рождественский "Салют" — рецепт спасения от Eurocopter.

Евгений Матвеев

Источник: АвиаПорт.Ru