От железнодорожных вагонов к вертолетам

В апреле BizavNews побывал в баварском Донаувёрте, где расположено производство вертолетов Airbus Helicopters, а вернее самых массовых моделей Н135 и Н145. Военный сегмент нас в принципе не интересует, хотя именно здесь появляются на свет футуристические Tiger, поэтому мы с головой окунулись в мир разнообразных по применению вертолетов, посетив множество цехов и открыв для себя достаточно много интересных и новых фактов о компании.





Огромное спасибо за всестороннюю помощь сотрудникам Airbus Helicopters, которые сделали наше путешествие увлекательным и незабываемым, даже несмотря на весьма «веселую погоду» — в Баварии в дни нашего визита выпал снег, что весьма редко для этой южной немецкой земли. Мы достаточно много писали о Airbus Helicopters, но увидеть лично, как рождаются совершенные винтокрылые машины воочию вдвойне приятно. Мы проделали многокилометровые пути по бесконечным сборочным цехам и отследили рождение вертолета от создания небольшой композитной детали до выкатки «красавца». А эти машины действительно разные. В цехе окончательной сборки могут одновременно стоять, как VIP машины, так и вертолеты для специальных задач, буквально «напичканные» инновациями и оригинальными решениями, которые в повседневной жизни спасают сотни жизней и делают воздушные путешествия быстрыми и комфортными. Но самое запоминающее зрелище – это облет новой техники. Воздух буквально пропитан неповторимым вертолетным гулом.  Иногда кажется, что попадаешь на очередное вертолетное шоу. Обилие ливрей и постоянное движение особо подчеркивают, что завод загружен заказами. Этим материалом мы начинаем серию статей о жизни завода и производстве вертолетов. Но обо всем по порядку. Начнем, пожалуй, с истории и основных фактов.


 

Немного истории

Донаувёрт можно смело назвать центром немецкой вертолетной индустрии, а ведь еще 70 лет назад все выглядело иначе. История корпорации началась в 1946 году с создания компании WMD, специализирующейся на производстве железнодорожных вагонов и другой техники. Одним из основных этапов в истории группы стало открытие в 1986 году первого центра для немецкого скоростного поезда ICE. Переход компании в авиационный сектор начался в 1956 году с поглощением Siebel-Werke ATG (SIAT). Транспортные подразделения обеих компаний были объединены в Messerschmidt Bölkow Blohm GmbH (MBB).

Как только в 1956 году в Германии был отменен послевоенный запрет на строительство самолетов, MBB начала участвовать в работе над такими проектами как Noratlas, Transall, Phantom, Tornado, а также Airbus A300 и A310.

Работая в вертолетном сегменте, MBB занималась поставкой лопастей несущего винта для Bell UH 1D и Sikorsky CH-53. В 1978 году была установлена сборочная линия для первого немецкого двухдвигательного вертолета BO105 в Донаувёрте.

В 1992 году в результате слияния MBB и Aérospatiale (Франция) была образована единая европейская компания Eurocopter. На базе предыдущих решений корпорации были разработаны многочисленные вертолеты под буквенным обозначением «EC». В январе 2014 года Eurocopter была переименована в Airbus Helicopters. В ходе ребрендинга буквенное обозначение в начале наименований вертолетов было изменено с «EC» на «H». С января 2017 года вертолеты компании Airbus Helicopters носят название Airbus.

Читайте также  Bell Helicopter активизирует новые разработки

Сейчас же компания Airbus имеет самый большой в мире ассортимент вертолетов: от однодвигательных и двухдвигательных легких и средних моделей до 11-тонных вертолетов, а также оказывает услуги по техническому обслуживанию. Компания Airbus, доля которой на рынке составляет 47%, является бесспорным лидером на мировом рынке гражданских и ведомственных вертолетов. Компания также хорошо представлена и в военном сегменте, доля рынка на котором составляет 9%.

Тихий и уютный Донаувёрт – настоящий промышленный центр Северной Швабии – является головным офисом Airbus Helicopters в Германии со штатом около 7000 сотрудников. Впрочем, сам Донаувёрт ничем не отличается от аналогичных баварских городков с присущим им гостеприимством, отменной кухней и завораживающими пейзажами. Дух города пропитан вертолетами, каждый третий житель так или иначе связан с заводом. Немного дистанцироваться от винтокрылых машин можно лишь в исторической части города или в одном из многочисленных кафе, спрятанном в густой листве многолетних сосен.

 

Полный цикл работы с вертолетами: от производства до оказания сервисных услуг

 

А теперь к фактам и их много. Например, каждая деталь легкого двухмоторного вертолета H135 (ранее EC135), от корпуса и электроники до лопастей, производится именно в Донаувёрте. Модель H135 стала мировым лидером в своем классе – с момента её появления в 1996 году была осуществлена поставка более 1200 вертолетов. Модель производится на местной сборочной линии. На 16 различных станциях специализированные команды выполняют соответствующие задачи, такие как установка проводки, двигателей и хвостовой балки. В 2014 году была выпущена обновленная версия модели H135. Ее военная модификация имеет обозначение H135M.

 

Вертолет H145, разработанный Airbus Helicopters совместно с японской компании  Kawasaki Heavy Industries (KHI), является преемником хорошо зарекомендовавшей себя модели EC145/BK117. В то время как KHI отвечает за поставку корпуса и электроники, в задачи Airbus Helicopters входит конструирование хвостовой балки и динамической системы, установка двигателей и окончательная сборка. Нередко, например, на вертолетах санитарной авиации, весь интерьер и специализированное оборудование устанавливается уже на месте. Являясь по-настоящему многоцелевым вертолетом, H145 широко используется по всему миру для выполнения морских и спасательных операций, обеспечения правопорядка, VIP-перевозок. Модель широко представлена в Соединенных Штатах, где она используется в вооруженных силах в качестве легкого вспомогательного вертолета UH-72A Lakota. Военная версия H145 носит название H145M.

Подразделение компании в Донаувёрте также участвует и в производстве последней разработки Airbus Helicopters – вертолета H160. Машина весом 5,5 – 6 тонн разрабатывается и производится на местных площадках.

 

В Донаувёрте реализуются две важные военные программы – штурмовой вертолет TIGER, а также две версии NH90: TTH (Tactical Transport Helicopter) и NH90 NFH (NATO Frigate Helicopter). Производство деталей для модели TIGER осуществляется в Донаувёрте, Мариньяне (Франция) и Альбасете (Испания). Airbus Helicopters Germany поставляет стыковочный модуль и производит лопасти из углеродистой стали. Финальная сборка TIGER UHT для немецкой армии также проходит в Донаувёрте. Вертолет NH90 – проект промышленного консорциума Airbus Helicopters, Agusta (Италия) и Stork Fokker (Нидерланды). На эту модель уже поступило более 500 заказов из 14 стран. Вертолеты NH90 TTH и NH90 NFH (Sea Lion) для Германии, а также NH90 NFH для Швеции и Бельгии также производятся в Донаувёрте. Airbus Helicopters в Германии также предоставляет передний, центральный модули, системы управления и топливные системы для всех конфигураций NH90.

 

Местный центр поддержки военных вертолетов гарантирует всестороннюю поддержку и обслуживание практически для любой модели немецких вооруженных сил. Услуги включают техническую и логистическую поддержку, обучение персонала, а также интеграцию новых решений и модернизацию. Благодаря более чем 800 сотрудникам, работающим на объектах Бундесвера, компания Airbus готова обеспечить полную эксплуатационную готовность парка своих клиентов.

Читайте также  Mont-Blanc Hélicoptères пришла в Страсбург

Модель BO105 – базовая модель вертолетной индустрии Донаувёрта, хорошо зарекомендовавшая себя как на гражданском, так и на военном рынке. В феврале 2017 года этот вертолет отметил свое 50-летие. Несмотря на то, что производство этой модели с тех пор было закрыто, Airbus по-прежнему оказывает техническое обслуживание для 400 вертолетов BO105, находящихся в эксплуатации по всему миру.

 

Подразделение в Донаувёрте является также центром капитального ремонта и модернизации вертолетов клиентов и их подготовки к специализированным операциям. В процессе обслуживания клиентов рабочие команды находятся в постоянном контакте с отделами производства и разработки.

Учебная академия Airbus, расположенная вблизи от производственных объектов, предлагает подготовку пилотов и технических специалистов. Программа включает работу с авиационным тренажером для вертолетов H135 и H145, который позволяет пилотам подготовиться к различным ситуациям в полете и управлять вертолетом даже в самых суровых условиях. Учебная академия – важный элемент в стремлении Airbus обеспечить высокий уровень качества и безопасности, поскольку подготовка компетентного персонала является залогом безопасности полетов.

 

Инновации как основа стратегии компании

 

С самого основания компании подразделение Airbus Helicopters в Германии постоянно и систематически модернизировалось, превращаясь в центр исследований и разработок. Многие аспекты работы подразделения носят инновационный характер: повышение комфорта и безопасности полетов, улучшение летно-технических характеристик вертолетов, повышение конкурентоспособности за счет снижения эксплуатационных расходов и одновременного сокращения вредных выбросов и расхода топлива. Кроме того, компания Airbus постоянно работает над снижением уровня шума и применяет комплексные технологии, которые могут способствовать развитию будущих проектов. В Донаувёрте Airbus также работает над инновационными решениями для программы городской мобильности Urban Air Mobility, такими как вертикальный взлетный автомобиль CityAirbus, тихое вертикальное взлетно-посадочное устройство с нулевым уровнем вредных выбросов, которое может перевозить до четырех человек по стоимости обычного такси для каждого из пассажиров.

 

Высокотехнологичные решения – не только для вертолетов

Читайте также  Eurocopter возобновит испытания Х3

Технологические разработки в Донаувёрте также применяются и для других целей. Помимо производства и технического обслуживания вертолетов, подразделение Airbus Helicopters в Германии отвечает за разработку и производство комплектующих самолетов. Ежегодно в Донаувёрте производится более 5000 пассажирских и грузовых дверей для дальнемагистральных самолетов A350XWB.

 

Большой опыт Airbus Helicopters применяется и для развития космических технологий. Так, отдел гальванотехники проводит работу с химическими компонентами для создания материалов, использующихся при разработке ракет семейства Ariane и других проектах.


 

Энергоэффективность и защита окружающей среды

 

Принцип, которого придерживается Airbus Heli-copters, занимаясь исследованиями и выбором средств производства – защита окружающей среды и повышение энергоэффективности. Все европейские производственные площадки Airbus Helicopters сертифицированы в соответствии со стандартами  ISO 14001 и ISO 50001. Технологические решения компании соответствуют регламенту Евросоюза REACH и способствуют повышению безопасности при обращении с химическими веществами и другими материалами.

На производственной площадке в Донаувёрте внедрен ряд методов, способствующих защите окружающей среды. Благодаря им с 2006 года использование химических растворителей сократилось почти на 50%, а количество отходов уменьшилось более чем на 20%. Потребление энергии на одного работника сократилось на 16%. Кроме того, новая газовая электростанция будет поставлять половину энергии, потребляемой на производстве, а также обеспечит отопление на площадке. Энергия для охлаждения в корпусе C4, где расположено производство дверей для самолета A350XWB, генерируется из грунтовых вод. Использование рекуператоров позволяет одновременно снизить выбросы CO2. Центр разработок Systemhaus был также построен с учетом всех последних достижений в области энергоэффективности. С 2003 года энергопотребление было снижено на более чем 10% за счет включения систем рекуперации в процессы гальванизации.

 

Технологическая мощь и международный масштаб работ

 

С момента основания в 1992 году компания Airbus Helicopters стала глобальным игроком авиационной отрасли. Помимо собственных производственных площадок во Франции, Германии и Испании, была создана всемирная сеть из 29 центров обслуживания клиентов, дочерних компаний и партнеров, оказывающая клиентоориентированные и международные услуги. Штат компании насчитывает более 22 000 сотрудников по всему миру. Еще один комплекс Airbus Helicopters в Германии располагается в Касселе (Гессен). Он включает в себя центр технического обслуживания и Учебную академию, которая предлагает одну из самых обширных программ подготовки пилотов и авиатехников в Европе.