«Малыши» подают пример

Мировой финансовый кризис, столь явно ударивший по рынку вертолетных перевозок, за исключением его сырьевого сектора, некоторыми чартерными вертолетными компаниями был блистательно преодолен, еще и с впечатляющим ростом показателей. Успехи отдельных перевозчиков на фоне снижения показателей у остальных заставляют говорить об особой стратегии лидеров и внимательно вглядываться в их бизнес-приемы.

В первую очередь в кризис о себе заставили говорить небольшие компании, которые целиком могут поместиться в успешную нишу и выиграть. Одной из таких сюрпризных компаний стала американская HeliFlite, базирующаяся в международном аэропорту Liberty города Ньюарка, штат Нью-Джерси. Мы, разумеется, не являемся ее первооткрывателями – об успехах HeliFlite написали ведущие американские вертолетные издания, по следам материалов которых мы подготовили эту публикацию.

HeliFlite была основана в 1998 году как первая вертолетная компания с раздельной собственностью. Все началось в Форт-Уорте, штат Техас. Правда, затем в 1999-м она начала работать в районе Нью-Йорка, перебравшись в Newark Liberty International Airport, откуда до вертодромов Манхэттена время перелета составляет всего шесть минут.

Ну и кстати, большинство последних успехов компании связывают с фигурой нового генерального директора – потомка выходцев из России Брюса Рогоффа, возглавившего HeliFlite четыре года назад и не имеющего прежде большого авиационного опыта. Тем не менее он помог компании стать прибыльной. «Компания и так всегда была высокоприбыльной», – скромно замечает Рогофф.

После своего прихода он обратил внимание на два момента. Первый акцент был сделан на сохранении качества работы за счет привлечения и удержания талантливых сотрудников. «Мы накопили сказочные кадры», – говорит генеральный директор. Второй – на увеличении рентабельности, чего компания добилась благодаря постоянному анализу расходов и поиску творческих путей для повышения эффективности. В 2008 году HeliFlite налетала около 2500 ч. В 2009-м – меньше – 2200 ч, но рентабельность увеличилась почти в три раза.

Сегодня компания владеет флотом из пяти Bell 430 и одного Sikorsky S-76.

«Мы понимаем составные части успеха в нашем бизнесе, – рассказывает главный исполнительный директор HeliFlite Брюс Рогофф. – В основном их три: пробки на дорогах, которые стали серьезным основанием для использования вертолета; концентрация богатых людей, готовых платить за услугу по их воздушной транспортировке; наличие мест для вертолетов на земле. Нью-Йорк уникален тем, что имеет три посадочные площадки в Манхэттене».

Читайте также  Sikorsky будет реструктурирован

Такие факторы, как прекрасный персонал, постоянная работа над уровнем безопасности и акцент на качестве обслуживания клиентов, сделали возможным для компании значительно увеличить свою прибыль в последние годы. Хотя в это самое время чартерный рынок настиг серьезный удар.

Что касается особенности спектра предлагаемых ею услуг, стоит отметить полученное еще в 2004 году разрешение от Федеральной службы гражданской авиации, дающее право клиентам покупать 25-часовые блоки на полеты по программе HeliCard. Это очень сильно отличается от стандартной модели работы вертолетных операторов. Кроме того, HeliFlite предлагает услуги по управлению воздушными судами.

Компания HeliFlite также успешно реализовала одну из своих особых стратегий – она не стремится работать для всех. Многие конкуренты в попытке удержать долю рынка, работать широко на минимальной марже очень быстро разорились. То, что хорошо для мирного времени и растущего рынка, – не годится в кризис. Внимание HeliFlite сосредоточено на клиентах так называемой высшей категории. «Наши клиенты – руководители корпораций финансового сектора, звезды кино, профессиональные спортсмены и главы государств, – говорит о стратегии HeliFlite ее директор Брайан Лантьер, бывший вертолетчик ВМС США. – И мы гордимся тем, что способны обеспечивать высокий уровень качества безопасности для элитных клиентов».

Пик активности работы компании приходится на лето, когда она занимается доставкой своих клиентов на выходные в их летние дома отдыха в Хэмптоне на Лонг-Айленде. Это местный аналог московской Рублевки. От Манхэттена на машине туда можно добраться за три часа, но при условии отсутствия заторов. На вертолете это расстояние без проблем преодолевается за 40 мин. Таким образом, для руководителей высшего звена, которым хронически не хватает свободного времени, HeliFlite предлагает гораздо больше чем просто транспорт – она предлагает качество жизни.

Хотя основная деятельность HeliFlite происходит в районе Нью-Йорка, компания может эффективно перевозить клиентов по большей части восточного побережья – от Вашингтона, округ Колумбия, до Бостона, штат Массачусетс. И это ценный ресурс для людей, нуждающихся в быстром перемещении, чтобы успеть сделать как можно больше дел. HeliFlite также обслуживает некоторые бизнес-корпорации, которые в условиях экономического спада отказались от собственного авиапарка. «Это большое дело для нас и для них, – уточняет Лантьер. – Мы обеспечиваем экономию на корпоративных полетах».

Читайте также  В Москве стартовала HeliRussia 2008

 Стандартные настройки

 Так как HeliFlite ориентирована на обслуживание элитных клиентов, она поддерживает высокие стандарты по приему на работу, обучению и техническому обслуживанию. В ее истории никогда еще не было аварий и каких-либо нарушений. Все полеты выполняются с участием двух пилотов –  капитана и первого офицера. При приеме в компанию капитаны должны иметь как минимум 3000 ч налета, сертификат пилота авиакомпании и первоклассное здоровье. Офицеры – от 1500 ч налета. По словам Лаццарини, средний пилот HeliFlite имеет от 5000 до 6000 ч налета.

У многих из пилотов HeliFlite – военное прошлое, оно хорошо подходит под модель работы компании. Большинство из них также имеют «послевоенный» коммерческий опыт, благодаря которому они знают пространство для гражданских полетов в Нью-Йорке. Так как около 10% полетов компании HeliFlite проходит по приборам, то она поощряет пилотов, старающихся получить опыт таких полетов.

«Как правило, мы использовали подобный опыт, чтобы обеспечить безопасные полеты при погодных условиях ниже визуального минимума», – говорит шеф-пилот Джулиан Уилер, выпускник Академии Бристоу (до переезда в Нью-Йорк он в течение пяти лет летал в Мексиканском заливе).

В HeliFlite 16 пилотов имеют допуск к полетам на Bell 430, 6 прошли обучение по программе подготовки на S-76. При этом все начальные и текущие экспериментальные учебные курсы осуществляются через компанию FlightSafety International с акцентом на использовании тренажеров. (Как заметил Лаццарини, «есть некоторые вещи, которые можно увидеть только в симуляторе».) Капитаны проходят регулярную (раз в полгода) переподготовку во FlightSafety, в то время как первые офицеры обучаются там раз в год.

HeliFlite ежеквартально дополняет эту подготовку. Небольшие курсы предоставляют возможность для решения вопросов местного значения, таких как изменения в воздушном пространстве и действия по водным, которые не редки в воздушной зоне Нью-Йорка. «Мы разрабатываем их довольно хорошо, – рассказывает Уилер из группы внутренних тренингов. – Когда ребята проходят их, они обязательно узнают что-то новое».

Читайте также  2008 год. Начали за здравие, кончили за упокой.

Упор на профессиональную подготовку и получение новых знаний также делается и в области обслуживания техники.

Конечно, имея хорошее судно, многое становится делать проще. Например, вертолеты Bell 430 не только просты в обслуживании, но и очень популярны среди VIP-клиентов HeliFlite.

 «Я думаю, летный персонал интересует не только собственный заработок и сколько часов они налетали, – делится своими наблюдениями Лантьер. – Каждый, кто работает в нашей компании, знает ее финансовое состояние. Эта тема для них также имеет большое значение. Люди ее обсуждают, стараются привнести что-то новое. И подобная культура позволяет сэкономить деньги без урезания расходов на содержание и обучение».

Хотя HeliFlite, имея мощных клиентов, менее восприимчива к капризам рынка, чем многие другие вертолетные операторы, компания, безусловно, ощутила последствия рецессии. Большая часть этих проблем, к счастью, была компенсирована ее прежними завоеваниями доли рынка.

Последняя хорошая новость для HeliFlite: 20 июля она объявила, что группа инвесторов сделала вложение в акционерный капитал HeliFlite в обмен на 60% акций компании. Это позволит расширить свой бизнес на другие географические рынки. Представитель инвестиционной группы HeliFlite опубликовал впечатляющие результаты за последние 18 месяцев, период, который был очень трудным для авиации общего назначения.

С дополнительным капиталом от HeliFlite следует ждать удивительных темпов роста с момента реального восстановления экономики, во всяком случае пока этой энергичной команде не удастся занять свою нишу в других районах страны. Дальнейшая перспектива может быть очерчена достаточно ясно: как только компания осуществит региональную экспансию и укрупнится, а рынок придет в себя, HeliFlite, вероятно, станет уже не такой мобильной, как раньше, а одной из подобных компаний, только уже в 2–3 раза больше, чем до кризиса.

Андрей Вежновец

Источник: Ассоциация вертолетной индустрии